На протяжении многих лет психология пыталась ответить на сложные вопросы о человеческой природе, такие как:
- Какие методы лечения эффективны при психических заболеваниях?
- Каков самый эффективный способ обучения детей?
- Что делает людей счастливыми?
Ответы на эти вопросы могут дать только высококачественные исследования. В этом уроке будет рассмотрено множество различных типов дизайна исследования и приведен пример каждого из них.
Поперечное и продольное исследование
Первое решение, которое должен решить исследователь, — тестировать ли группу людей в один момент времени или тестировать их несколько раз, в течение многих дней, недель или даже лет. Представьте, что вам нужно принять такое решение. Каковы плюсы и минусы каждого выбора?
Если вы решите, что собираетесь изучить группу людей один раз, за один сеанс, такой дизайн называется перекрестным исследованием. Очевидным преимуществом данного вида является то, что оно относительно простое и недорогое. Также легче проводить исследование с участием большой группы людей, поскольку они нужны вам только для одного сеанса. Легче убедить людей согласиться принять участие в исследовании, если оно займет всего один час или один день. Однако недостатком перекрестных исследований является то, что вы не можете изучить, меняются ли люди (их взгляды) с течением времени. Вот тут-то и вступает в игру второй тип.
Если вы хотите изучить определенную группу людей в течение нескольких сеансов или в течение длительного периода времени, такой дизайн исследования называется лонгитюдным исследованием. Вы можете запомнить название «продольный», потому что оно начинается со слова «длинный», означающего длительный период времени. Преимущества и недостатки лонгитюдного исследования прямо противоположны поперечному. С помощью него вы можете следить за людьми с течением времени, а это значит, что вы можете видеть, как их мысли меняются в разных местах, когда они находятся рядом с разными людьми или понять, как их поведение меняется с возрастом.
Например, вы изучаете счастье. Вы можете изучить, будет ли тот человек, который счастлив сегодня, по-прежнему счастлив на следующей неделе, в следующем месяце и в следующем году. Таким образом, вы можете получить представление о стабильности эмоций, используя продольные исследования. Однако, недостатком лонгитюдного исследования является то, что оно более дорогое и требует много времени. Так же часто бывает трудно привлечь добровольцев для участия из-за длительности процесса.
Виды исследований
Разница между поперечными и продольными исследованиями применима к каждому конкретному типу исследования. Опять же, каждый выбор имеет свои преимущества и недостатки.
Представьте, что вы хотите изучить счастье детей. Этот пример будет использоваться до конца урока, чтобы наглядно проиллюстрировать различия .
Тематические исследования (кейс-стади)
Первый вариант, который у вас есть, называется тематическим. Тематическое исследование определяется, как участие одного человека в научном исследовании. В качестве примера изучения счастья у детей представьте, что учителя определили, что конкретный ребенок всегда счастлив. Логично, пытаться изучить этого ребенка, чтобы понять, почему он так счастлив.
Преимущество кейс-стади в том, что метод позволяет получить много подробной информации из-за тщательного изучения этого единичного случая. Однако недостаток заключается в том, что то, что вы узнаете о конкретном человеке, может быть не правдой для кого-либо еще. Поэтому сложно сделать общие выводы о том, что делает других людей счастливыми, поскольку вы располагаете информацией о счастье только одного человека.
Полевые исследования
Следующий вариант, который есть у исследователей, называется полевым, а иногда его называют натуралистическим исследованием. Здесь вместо того, чтобы просить участников прийти для изучения в незнакомую лабораторию, экспериментаторы наблюдают за участниками в их естественной среде.
Например, если вы хотите изучить счастье детей, вы можете наблюдать за детьми в школе или на детской площадке. Не запутайтесь и не думайте, что раз это называется «полевым», вам действительно нужно выйти в поле! Этот термин просто означает, что вы не находитесь в помещении. Вместо этого вы находитесь в естественной среде.
Преимущество полевого исследования в том, что поведение, которое вы наблюдаете, безусловно, будет более естественным, поскольку вы просто наблюдаете за тем, что в любом случае произойдет, даже если вас там не будет. Недостаток заключается в том, что вы не можете контролировать окружающую среду, поэтому вы не можете по-настоящему проверить влияние изменений в этой среде и не можете задавать участникам какие-либо вопросы, потому что это нарушит их естественное поведение.
Опросы
Пожалуй, наиболее распространенным типом исследования в психологии является опросы. Это именно то, о чем вы подумали. Исследователи дают группе людей опрос с множеством вопросов, а участники просто отвечают на них. Например, можно попросить каждого ребенка в определенной школе заполнить анкету о том, что делает его счастливым или несчастным.
Явным преимуществом этого типа исследования является то, что оно легкое, простое и недорогое, и исследователь может привлечь сотни людей к участию в опросе за относительно короткий период времени. Однако, опросные исследования тоже имеют некоторые недостатки. Одним из них является то, что трудно по-настоящему проверить влияние определенных переменных, когда все люди заполняют опрос. Еще одним недостатком является то, что некоторые люди могут быть нечестны в своих ответах.
Эксперименты
Классический тип исследования — это настоящий эксперимент, когда исследователь создает две или более группы людей для сравнения. В настоящем эксперименте разница между группами находится под контролем экспериментатора. Когда каждому человеку назначается та или иная группа, это распределение является случайным. Этот аспект называется случайным назначением (выборкой).
Предположим, у вас есть гипотеза, что дети, которые получают здоровый обед в школе, счастливее, чем дети, которые получают нездоровый обед. Вы могли бы контролировать обеды двух разных классов, случайно решив, какому классу достанется какой тип обеда. Затем сравнивали бы уровень счастья каждой группы. Если две группы идентичны во всем, кроме обедов, и они действительно испытывают разные уровни счастья, вы можете сказать, что это связано с разницей в обедах.
Подробнее об экспериментах вы узнаете в другом уроке. А пока просто знайте, что их главное преимущество заключается в том, что вы контролируете ситуацию и можете строить гипотезы о причине и следствии в окружающей среде. Основным недостатком является то, что они требуют тщательного предварительного планирования и контроля над участниками.
Квази-эксперименты
Квази-эксперимент — это последний тип исследовательского дизайна. Вы только что узнали о настоящих экспериментах, где исследователи сравнивают две или более созданных ими группы. В квази-эксперименте сравнивают две или более групп, которые не создавались экспериментатором. Они возникли естественным образом. Другими словами, в квази-экспериментах отсутствует случайное назначение.
Например, вы хотите сравнить уровень счастья мальчиков и девочек. Здесь вы сравниваете две группы, но вы не создавали их. Вы не выбирали участника и не назначили их случайным образом. Этот выбор был сделан намного раньше, до вашего появления.
Еще один пример — вы хотите сравнить старших детей с младшими по уровню их счастья. Опять же, вы можете сравнить несколько разных возрастных групп, но вы не создаете эти группы; они возникли естественным образом. Квази-эксперименты сравнивают различия между группами, которые возникли естественным путем и не были созданы экспериментатором.
Преимущество квази-экспериментов заключается в том, что они часто дают ответы на интересные вопросы, такие как различия по полу или возрасту. Однако недостатком является то, что мы не можем действительно быть уверены в причинах возникновения каких-либо различий. Например, мы обнаружили, что мальчики счастливее девочек. Мы все равно не знаем, почему существует это различие. Это может быть биологический аспект, или может быть связано с тем, что мальчиков воспитывают по-другому, чем девочек, или девочкам не предоставляют столь же много социальных преимуществ, что и мальчикам. Мы не сможем это выяснить до тех пор, пока не проведем настоящий эксперимент, где сможем выяснить эти причины. Квази-эксперимент полезен для выявления различий между естественно возникшими группами, но не для объяснения причин этих различий.
Краткие итоги урока
Таким образом, существует множество различных типов исследований. Лонгитюдные изучают людей в течение длительного периода времени, а поперечные исследования изучают людей только за один сеанс. Тематические — посвящены изучению одного человека, чтобы получить более детальную информацию. Полевые проводятся в естественной среде, например, в школе или на работе. Опросы позволяют быстро получить большой объем информации от большого количества людей. Эксперименты позволяют сравнивать две или более группы людей, которых они создали. Квази-эксперименты позволяют сравнивать две или более естественные группы, например, мальчиков и девочек или подростков и взрослых. Любой из этих типов исследований может позволить психологам ответить на вопросы о том, почему люди так думают и ведут себя.