Теория когнитивного развития Пиаже | Обзор и этапы

Теория когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже (1896–1980) – швейцарский учёный и философ. Его основная часть исследований заключалась в объяснении того, как люди приобретают знания. Он делал это, изучая детей, в том числе подробно наблюдая за поведением своих собственных. За свою карьеру он опубликовал более 100 статей и книг по детской психологии. Одним из его наиболее значительных вкладов в науку была его теория когнитивного развития. Теория Пиаже объясняет, как дети постепенно развивают и организуют знания. Эту последовательность иногда называют стадиями когнитивного развития. Четыре стадии:

  1. Сенсомоторный
  2. Предоперационный
  3. Эксплуатационный (конкретные операции)
  4. Формальный

Работы Пиаже легли в основу современной теории обучения и остаются актуальными и сегодня.

Фотография Жана Пиаже в оттенках серого, около 1968 года.

Жан Пиаже хорошо известен своей теорией когнитивного развития.

Как Пиаже разработал теорию?

Автор разработал свою теорию когнитивного развития, используя наблюдения и интервью. Он наблюдал за своими детьми в младенчестве и делал подробные записи об их поведении. Он также разговаривал с детьми старшего возраста, которые были способны понимать вопросы и отвечать на них. Используя эти наблюдения, он построил структуру того, как опыт и деятельность могут способствовать их обучению. Изучая детей, он пришел к выводу, что люди проходят через последовательность стадий. На каждом этапе способности и понимание растут, опираясь на биологическое взросление и опыт взаимодействия с миром.

Этапы Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже выделяет четыре стадии: сенсомоторную, предоперационную, конкретно-операциональную и формально-операциональную. Вот некоторые подробности о возрастном диапазоне и типе развития, происходящем на каждом этапе.

Этап Возрастной диапазон Цель
Сенсомоторный От рождения до 24 мес. Постоянство объекта
Дооперационный от 2 до 7 лет Символическая мысль
Конкретных операций от 7 до 11 лет Логическое мышление
Оперативное мышление
Формальных операций От подросткового возраста до взрослой жизни Научное рассуждение
Абстрактные понятия

Пиаже не утверждал, что возрасты, связанные со стадиями развития, строго применимы. Однако он утверждал, что люди проходят стадии развития в одном и том же порядке, хотя и с разной скоростью. Далее узнайте подробности того, какой тип когнитивного развития происходит на каждом этапе.

Сенсомоторный этап

На сенсомоторном этапе ребенок учится, двигаясь и исследуя мир своими органами чувств. Сенсомоторное обучение, обычно связанное с младенчеством и дошкольным периодом (от рождения до 24 месяцев), включает в себя хватание и пробование на вкус предметов, падение игрушек, переворачивание, ползание и обучение ходьбе. Постоянство объекта является важной вехой развития на сенсомоторной стадии. Постоянство объекта — это понимание того, что объект все еще существует, даже если он исчез из поля зрения.

фото ребенка, держащего ко рту деревянный брусок

На сенсомоторном этапе дети учатся, двигаясь и используя свои чувства для исследования мира.

Дооперационный этап

Считается, что дооперационная стадия возникает в возрасте от двух до семи лет, в раннем детстве. На этом этапе дети понимают мир таким, каким он им кажется. Это называется эгоцентрическим взглядом на мир. Они начинают понимать, что объекты могут быть символами для других вещей, но еще не способны логически решать проблемы. Понимание того, что слово или объект могут представлять что-то отличное от них самих, называется символическим мышлением. Символическое мышление является ориентиром развития на дооперационном этапе. Понимание того, что буквы представляют собой звуки, и обучение чтению являются примерами символического мышления.

фотография группы детей, сидящих на полу библиотеки, пока военнослужащий читает им книгу

Символическое мышление используется детьми, изучающими язык и чтение.

Конкретные операции

На этапе конкретных операций, примерно с семи до одиннадцати лет, у детей развиваются навыки логического рассуждения. Они воспринимают мир менее эгоцентрично, понимая, что с другими людьми и в других местах происходят вещи, которых они могут не видеть. Логическое или оперативное мышление является важной вехой развития на этом этапе. Это означает, что дети обретают способность думать о проблемах и работать над их решением. На этом этапе люди начинают понимать концепцию сохранения, которая означает, что даже если объект меняет внешний вид, некоторые свойства остаются прежними. Другие типы мышления, которые развиваются на этапе конкретных операций, включают числовые операции, упорядочивание и включение классов. Например, кусок глины можно скатать в шар, а затем расплющить в диск, но он все равно будет содержать то же количество глины.

Формальные операции

Формальная операционная стадия происходит примерно с 12 лет и до взрослой жизни. На этом этапе люди учатся думать об абстрактных идеях и гипотетических проблемах. Они могут размышлять о том, что может произойти, если им представить воображаемую ситуацию. Научное рассуждение является целью развития формальной операционной стадии. Научное рассуждение предполагает предсказание, а затем проверку гипотезы, чтобы ответить на вопросы. Это систематический образ мышления и обучения.

Ключевое различие между формальным и конкретным операционным мышлением заключается в том, что формальное операционное мышление имеет дело с идеями, а конкретное операционное мышление имеет дело с физическими объектами. Формальное оперативное мышление важно для понимания абстрактных концепций и планирования событий, которые еще не произошли.

Важные понятия теории Пиаже.

В теории есть несколько важных концепций.

  • Схемы: Схемы можно рассматривать как строительные блоки знаний, подобные внутренним сценариям, которые напоминают людям, как реагировать на стимулы. По мере обучения дети разрабатывают дополнительные и более сложные схемы. Пример, когда ребенок идентифицирует мужчину с круглым животом и белой бородой как Деда Мороза. Мужчина может и не является Дедом Морозом, но поскольку он соответствует детской схеме Санты, именно таким его видит ребенок.
  • Ассимиляция: Столкнувшись с новой информацией, ребенок попытается понять ее, вписав в существующую схему. Например, ассимилировав внешний вид мужчины с круглым животом и белой бородой в схему Санты, ребенок может идентифицировать этого мужчину как Санта-Клауса.
  • Равновесие: Пиаже считал, что люди стремятся к упорядоченным мыслям и испытывают дискомфорт от информации, которая противоречит существующим знаниям или схемам. Например, родитель может исправить ярлык Санта-Клауса, объяснив, что у этого мужчины нет красного пальто или шапки, а также саней с оленями. Такое объяснение вызывает дискомфорт, поэтому ребенок может обновить схему Санты. Этот процесс называется уравновешиванием.
  • Приспособление: схемы корректируются при появлении новых знаний. Процесс изменения существующих схем для включения новой информации называется аккомодацией.

Теория Пиаже в образовании

Теория Пиаже использовалась для разработки образовательной практики и политики во всем мире. Используя эти стадии, преподаватели сосредотачиваются на предоставлении учебного опыта, который позволяет детям активно исследовать окружающую среду. Теория Пиаже обеспечивает поддержку обучения посредством игры, совместной деятельности и открытия навыков решения проблем. Дети рассматриваются, как участники процесса обучения, а не как пустые сосуды, которые нужно наполнить знаниями. Педагогам также необходимо знать стадию развития ребенка, поэтому учебная деятельность представлена ​​в соответствующей последовательности для понимания. Например, ребенок, только что достигший дооперационной стадии, вероятно, не будет готов к абстрактному решению проблем.

Проблемы и критика

Несмотря на широкое признание теории Пиаже, ее положения подвергаются критике и оспариванию. Основными критическими моментами являются:

  • Стадии Пиаже упорядочены в определенной последовательности, но критики оспаривают модель стадий. Они утверждают, что когнитивное развитие непрерывно.
  • Финальная стадия может быть достигнута не всеми учащимися. Некоторые исследования показывают, что многие взрослые не овладевают формальным оперативным мышлением.
  • Возрастные диапазоны, связанные с этапами, могут быть неверными. Некоторые исследователи обнаруживают, что дети в некоторых культурах овладевают определенными типами мышления раньше или позже, чем другие. Влияние культуры и социального взаимодействия не учитывается в концепции.
  • Поскольку он изучал своих собственных детей и детей, принадлежащих к аналогичному социально-экономическому происхождению, его исследование не может быть распространено на всех детей.

Краткие итоги урока

Жан Пиаже был влиятельным учёным, разработавшим теорию когнитивного развития. Она основана на развитии знаний путем прохождения четырех стадий. Стадии Пиаже — сенсомоторная, дооперационная, конкретная операционная и формальная операционная. Сенсомоторная стадия происходит от рождения до 24 месяцев и характеризуется исследованием чувств и движений. Целью сенсомоторного этапа является постоянство объекта. Дооперационная стадия возникает в возрасте от двух до семи лет, когда восприятие ребенка имеет тенденцию быть эгоцентричным. На дооперационном этапе детям трудно понять точку зрения других. Цель дооперационного этапа – развитие символического мышления. Стадия конкретных операций происходит примерно в возрасте от семи до 11 лет. На нем дети учатся логически мыслить о мире, развивают понимание сохранения свойств и становятся менее эгоцентричными. Стадия формальных операций, которая длится от 12 лет до взрослой жизни. Она характеризуется абстрактным мышлением и научными рассуждениями, а также способностью решать сложные проблемы с множеством факторов. Хотя против теории Пиаже есть некоторые серьезные возражения, она широко признана в качестве основы современной образовательной практики.

Часто задаваемые вопросы

Какова первый этап теории?

Первым этапом теории когнитивного развития является сенсомоторный этап. Сенсомоторная стадия обычно начинается от рождения до 24-месячного возраста.

Что является примером когнитивной теории?

На этой стадии, которая обычно начинается от самого рождения до 24 месяцев, младенцы познают мир, используя свои чувства и двигая телом. Например, детишки склонны хватать и класть предметы в рот. Этот вид обучения характерен для сенсомоторной стадии.

В чем заключаются основные положения теории Пиаже?

Теория утверждает, что дети проходят четыре стадии. Хотя возрасты, связанные с этапами, могут различаться, необходимо соблюдать последовательность. Стадиями являются сенсомоторная, предоперационная, конкретная операционная и формальная операционная.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Сергей Сладков
Сергей Сладков
Инженер, преподаватель географии и истории. Изучаю взаимосвязи между географическим окружением и историческими событиями, а также влияние географии и антропологии на формирование культурных и социальных общностей.
Сергей Сладков опубликовал статей: 22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *