Социализация, воспитание и социальная изоляция: определение и тематические исследования

Природа против воспитания

Вы, наверное, слышали об известной дискуссии в психологии и социологии, известной как «природа против воспитания». Вопрос в том, является ли человеческое поведение следствием наших генов и эволюции или опыта и социальных контактов. Большинство социологов считают, что ответом на этот вопрос, скорее всего, является комбинация того и другого, но воспитание играет наиболее важную роль, по крайней мере, в нашем социальном поведении. Итак, давайте больше поговорим о воспитании, а именно о важности социализации.

Социализация

Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь, в ходе которого мы узнаем о социальных ожиданиях и о том, как взаимодействовать с другими людьми. В ходе социализации мы узнаем о нашей собственной культуре, включая поведенческие нормы и ценности, которые учат нас тому, как вписаться в наше общество. В детстве мы учимся ходить, говорить и питаться, а также различать добро и зло среди окружающих нас людей. Благодаря социализации мы приобретаем личностную идентичность и учимся ценить наши связи с другими. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.

Почти все поведение, которое мы считаем «человеческой природой», на самом деле усваивается посредством социализации. Например, легко предположить, что стандарты красоты одинаковы во всем мире. Конечно, женщина, которую многие россияне «инстинктивно» находят привлекательной, также будет считаться привлекательной и в других культурах, не так ли? Тем не менее, существуют культуры, в которых женщины идут на радикальные меры, чтобы удлинить шею и уменьшить ноги, чтобы соответствовать своим культурным стандартам красоты, которые явно не совпадают с нашими. Следовательно, красота может быть не инстинктивной, а культурно определенной и полученной от других.

Социальная изоляция

Социализация является настолько важной частью нашей жизни, что ее важность легко упустить из виду. Но это причина, по которой мы смеемся, плачем, говорим и делаем многие другие вещи, которые мы считаем просто частью человеческого бытия. Однако социализация происходит не всегда и уж точно не может происходить в условиях социальной изоляции. Это состояние, которое возникает, когда кто-то испытывает полное отсутствие контакта с социальным миром. Мы говорим об отсутствии общения с людьми, об отсутствии их визуального наблюдения – в каком-либо доступе к обществу.

Социальная изоляция это одиночество для человека, привыкшего находиться среди людей. Представьте себе, каким был бы человек, если бы он прожил в городе 30 лет, а затем остался совершенно один на необитаемом острове на всю оставшуюся жизнь. Но изоляция с самого начала жизни кажется столь же плохой, если не хуже. Судя по тому, что социологи смогли показать на конкретных примерах, люди, которые растут в социальной изоляции, не имеют возможности изучить все чувства и модели поведения, с которыми, как мы ошибочно считаем, рождаемся.

Исследования социализации

Примером может служить трагический, хорошо известный случай Анны, нежеланного ребенка дочери фермера. Ее мать заперла Анну в темной комнате без окон и, хотя она давала ей достаточно молока, чтобы поддерживать в ней жизнь, больше с ней не общалась. Когда социальные работники нашли Анну, ей было пять лет, и всю свою жизнь она провела привязанной к стулу в этой комнате. Она не умела ходить, говорить и даже жевать. Кроме того, она была чрезвычайно апатична и никогда не смеялась, не плакала и вообще, никак не реагировала на других людей.

К сожалению, то, что случилось с Анной, не единичный случай. Было много других случаев, когда детей находили в аналогичных обстоятельствах. Каждый раз ребенок казался почти бесчеловечным из-за отсутствия общества.

Даже исследования с участием обезьян показывают нам важность социализации и негативные последствия изоляции. Гарри Харлоу провел знаменитый эксперимент, в ходе которого он разделил на группы детенышей обезьян, которые были разлучены со своими матерями при рождении. Короче говоря, он обнаружил, что обезьяны, которых поместили в изолятор всего на шесть месяцев, ослабли в развитии. Эти обезьяны были неспособны взаимодействовать и социализироваться после контакта с другими обезьянами — они так и не научились этому!

Краткие итоги урока

Подводя итог, можно сказать, суть социализации — в процессе, продолжающемся всю жизнь, в ходе которого мы узнаем о социальных ожиданиях и о том, как взаимодействовать с другими людьми. Почти все поведение, которое мы считаем «человеческой природой», на самом деле усваивается посредством социализации. Это настолько важная часть нашей жизни, что ее важность нельзя упустить из виду.

Тем не менее, мы видим, насколько это важно, когда смотрим на случаи, когда люди растут в социальной изоляции, то есть состоянии, которое возникает, когда кто-то испытывает полное отсутствие контакта с социальным миром. Подобно Анне и подобным исследованиям на людях, а также обезьянам, наблюдаемым Харлоу, те, кто растет в социальной изоляции, имеют меньшие шансы на социальное развитие и обучение человеческому взаимодействию.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *