Религиозные воззрения и идеи Марксизма

Основные идеи марксизма Карла Маркса

Карл Маркс был немецким мыслителем, работавшим в середине 19 века. Он наиболее известен как один из авторов «Коммунистического манифеста», в котором он и Фридрих Энгельс изложили некоторые проблемы капитализма, а также программу коммунистической партии.

Карл Маркс был известным коммунистическим теоретиком

Карл Маркс был известным коммунистическим теоретиком и критиком религии.

Убеждения Карла Маркса основывались на идее, что экономические условия являются движущими силами социальной жизни. Его подход был назван, по крайней мере некоторыми интерпретаторами, «диалектическим материализмом», поскольку Маркс считал, что материальные условия каждой эпохи в конечном итоге приводили к революции и преобразованию общества. Другими словами, средства производства и отношения обмена всегда развиваются так, что общество в конечном итоге должно быть радикально реорганизовано. Тот факт, что он сосредоточил внимание на экономических условиях, сделал его подход разновидностью материализма, а тот факт, что он теоретизировал каждую социальную формацию как трансформирующуюся, сделал его подход диалектическим. Неэкономические особенности общества, его идеология, культура, религия и т. д., были построены поверх его экономических особенностей.

Маркс отмечал, что материальные условия современной эпохи включают в себя классовый антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Пролетариат — это класс тех, кто продает свой труд за заработную плату. Характерно, что они отчуждены друг от друга, поскольку находятся в конкуренции, отчуждены от своего труда, поскольку не владеют тем, что производят, и отчуждены от самих себя, поскольку находятся под контролем своих работодателей. Буржуазия – это класс тех, кто владеет средствами производства. У них есть средства для покупки чужой рабочей силы (пролетариата). Их богатство таково, что им не нужен труд, чтобы зарабатывать деньги. По сути, их капитал (машины, лишние деньги, земля и т. д.) способен генерировать больше богатства без необходимости вообще работать.

В конечном итоге жизнь пролетариата характеризуется страданиями на рабочем месте и отчуждением в отношениях с собой и другими. По мнению Маркса, религия признает страдания пролетариата в земной жизни, но предлагает ложное утешение, настаивая на счастливой загробной жизни. Далее будет более подробно описано, как религия сохраняет и защищает страдания, которые она признает в условиях труда.

Карл Маркс и религия

Маркс предположил, что условия капитализма приведут к его окончательному краху. По необходимости, пролетариату в какой-то момент придется захватить средства производства, уничтожить класс нетрудящихся и создать коммунистическое общество, которое распространится по всему миру. Более того, капитализм создал пролетариат, как подавляющий по численности класс и единственный класс, развивший трудовые навыки. Между тем, буржуазия была относительно малочисленной и вряд ли самодостаточной. Следовательно, капитализм в достаточной степени преобразовал общество так, что пролетариат мог стать прогрессивным классом, возглавившим коммунистическую революцию. Тем не менее, добавлял Маркс, существуют черты общества, которые по своей сути консервативны и мешают обществу развиваться. Теория религии Карла Маркса утверждает, что религия является одной из этих консервативных сил.

Маркс, утверждавший, что религия — это опиум для масс, имел сложный взгляд на религию. Он утверждал, что это опиат народа, потому что он причиняет страдания и отталкивает рабочих от ложного чувства стабильности. Можно подумать, что они страдают в этой жизни, но будут вознаграждены в загробной. Для Маркса религия была выражением подлинного страдания, но он критиковал ее, поскольку она скрывала источник этого отчуждения и затрудняла облегчение этого страдания. «Религия» Карла Маркса — это концепция, которая содержит правду о массовых страданиях реального мира, но также служит увековечиванию этих мирских страданий. Более того, религия служит защите интересов буржуазии, поскольку она лишает людей мотивации изменять свои обстоятельства (посредством революции). Более того, многие формы религии (особенно христианство) создавали касту священников и поощряли людей подчиняться этой элите.

Отсюда видно, что религия права, признавая страдания земной жизни. Более того, она признает необходимость облегчить эти страдания счастьем. Однако, религия становится пороком, когда откладывает это счастье на загробную жизнь. В понимании Маркса, настоящие страдания могут быть устранены посредством различных социальных условий на земле. Таким образом, религия является подлинным духовным выражением людей, но она ошибочна, поскольку настаивает на чисто духовной сфере, отделенной от социальной реальности.

Цитаты Карла Маркса о религии

Мао Цзэдун провозгласил атеизм.
Мао Цзэдун провозгласил атеизм.

Есть несколько цитат Карла Маркса о религии. Прежде чем рассмотреть их, следует отметить, что Маркс не выступал за то, чтобы люди сосредоточивались исключительно на экономической деятельности. Он думал, что в коммунистическом обществе люди будут освобождены от телесных страданий и смогут быть духовно творческими. Таким образом, можно представить, что коммунизм Маркса совместим с религиозными (или, по крайней мере, духовными) верованиями, которые подчеркивали творческое начало человека на Земле. Что Маркс явно отвергал, так это идею религии, которая оправдывала земные страдания верой в счастливую загробную жизнь. Некоторые интерпретировали Маркса как человека, полностью отвергающего религию. Например, лидер Коммунистической партии Китая в начале-середине 20-го века Мао Цзэдун позорно ввёл государственный запрет на религию. Подобный запрет, возможно, зашел бы для Маркса слишком далеко. Если религия является выражением подлинного страдания, со стороны Маркса было бы нелогично настаивать на запрете такого выражения, даже если это не самое действенное из возможных проявлений. Несколько двойственное отношение Маркса к религии можно увидеть в следующем:

  • «Религия действительно есть самосознание человека до тех пор, пока он не нашел себя или снова не потерял». (Вклад в критику гегелевской философии права: Введение)
  • «Борьба против религии есть косвенная борьба против того мира, духовным ароматом которого является религия». (Вклад в критику гегелевской философии права: Введение)
  • «Религиозные страдания являются одновременно выражением реальных страданий и протестом против реальных страданий. Религия — это вздох угнетенного существа, чувство бессердечного мира и душа бездушных условий. Это опиум народа. .» (Вклад в критику гегелевской философии права: Введение)
  • «Если я познаю религию как отчужденное человеческое самосознание, то то, что я познаю в ней как религию, — это не мое самосознание, а мое отчужденное самосознание, подтвержденное в ней. Поэтому я познаю свое собственное «я», самосознание, присущее самой его природе, подтвержденное не в религии, а скорее в уничтоженной и вытесненной религии». (Экономические и философские рукописи 1844 года)

Итоги урока

Карл Маркс считал, что история состоит из классовых конфликтов. Нынешняя капиталистическая эпоха состоит из борьбы пролетариата против господства буржуазии. Пролетариат — это те, кто продает свой труд за заработную плату; буржуазия — это те, кто владеет средствами производства и благодаря этому может покупать рабочую силу. Одним из консервативных элементов общества, приносящих пользу богатой буржуазии (капиталистам), является религия. Религия, по Марксу, — это опиум народа. Это опиат, потому что он дает им ложное чувство безопасности. Религия служит для маскировки правды о положении рабочих, отчасти потому, что она представляет земной мир как мир страданий и рабства, в то время как загробная жизнь будет приятной и свободной. Одним из критических замечаний Маркса в адрес религии было то, что она способствует возникновению чувства отчуждения у бедных. Это потому, что религия откладывает любую награду до загробной жизни и оставляет работника страдать в одиночестве всю свою жизнь. Более того, религия используется правящим классом для бессознательного контроля над массами, например, посредством практики повиновения касте священников. Тем не менее Маркс действительно считал, что религия выражает подлинные страдания реальных людей, даже если она затрудняет возмещение этих страданий.

Часто задаваемые вопросы

Какова была основная философия Карла Маркса?

Основной философией Карла Маркса был диалектический материализм. Он считал, что экономические силы и отношения обмена являются движущими силами общества и истории. Более того, он считал, что вся история состоит из классовой борьбы и что нынешняя эпоха – капитализм – создает условия, необходимые для завершения капитализма и начала коммунизма.

Каковы основные идеи марксизма?

Некоторые из основных идей марксизма включают идею о том, что буржуазия контролирует общество в целом и эксплуатирует пролетариат. Буржуазия контролирует правительство, а также культурные учреждения, и она обладает наибольшей переговорной силой в экономическом плане (отчасти потому, что она создает правила ведения переговоров). Маркс также верил, что пролетариат свергнет буржуазию, чтобы создать коммунистическое общество. Единственное, что мешает, — это религия, которая является консервативным элементом общества и опиумом народа.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *