Этапы нравственного развития Кольберга | Обзор и определение

Стадии нравственного развития по Кольбергу

Лоуренс Кольберг начал свою карьеру в качестве профессора психологии развития в Гарвардском университете. Позже он перешел к изучению морального воспитания, проведя большую часть своих исследований в этой области. Под влиянием таких теоретиков, как Жан Пиаже, Кольберг предположил, что люди развивают моральное мышление посредством прогрессивной преемственности. Моральное рассуждение относится к когнитивному процессу, который происходит, когда человек решает, какой образ действий может быть правильным или неправильным. Исследование Кольберга нравственного развития заключалось в том, чтобы поставить своих испытуемых перед моральной дилеммой и изучить их реакцию. Его меньше интересовала их реальная реакция, чем убеждение, ведущее к их заключению.

Именно в Гарвардском центре морального воспитания Кольберг выдвинул свою теорию морального развития, предположив, что люди проходят три уровня рассуждения, каждый из которых состоит из двух стадий.

Три уровня включают доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровени морального развития.

На этих трех уровнях воплощены шесть фаз последовательного роста: послушание и наказание, инструментальная цель, хороший мальчик, хорошая девочка, закон и порядок, общественный договор и универсальный этический принцип. Эти три уровня и шесть стадий морального развития составляют фундаментальную структуру теории Кольберга.

Доконвенциональный уровень

Сохраняется примерно до 9 лет, в течение этого времени дети подчиняются внешним директивам и принимают решения, чтобы получить авторитетное одобрение и избежать наказания. Этот уровень характеризуется двумя этапами:

Этап 1: Ориентация на послушание и наказание

На первой, самой ранней стадии нравственного развития, моральный путь ребенка определяется послушанием и наказанием, при этом поведение тесно связано с соблюдением правил во избежание наказания. Правила не часто оспариваются, и поэтому поведение формируется под влиянием последствий. На этом этапе ребенок будет выполнять работу по дому, опасаясь наказания.

Этап 2: Инструментальная целевая ориентация

Второй этап иногда называют этапом индивидуализма и обмена. В этот период дети продолжают эгоцентрично избегать наказания, но также начинают сосредотачиваться на наградах за хорошее поведение. На этом этапе ребенок хорошо справится с тестом по математике и будет вознагражден сладостью.

Обычный уровень

Второй уровень морального развития по Кольбергу обычно возникает примерно с 10 лет, охватывает подростковый возраст и также типичен для взрослых. На этом этапе моральная ориентация человека переходит от эгоцентризма к сосредоточению внимания на семье, сверстниках и общественных системах для поддержки межличностных отношений. Традиционный уровень рассуждений отражает структуру, созданную для уважения социального порядка. Этот уровень подчеркивает индивидуальную потребность в ответственных отношениях, поскольку их фокус смещается от одобрения авторитетного лица, осуществляющего уход, к одобрению общества. Второй уровень состоит из следующих двух этапов:

Этап 3: Ориентация «Хороший мальчик, хорошая девочка»

Третий этап теории морального развития Кольберга подчеркивает стремление быть «хорошим» или «милым» по отношению к другим для приобретения уважения. Развитие хороших межличностных отношений становится приоритетом. Например, на этом этапе ребенок будет делиться своей игрой, чтобы завести друзей, чтобы восприниматься, как потрясающий игрок.

Рисунок людей, делящихся пиццей

Дети делятся, чтобы их воспринимали как милых – этап 3.

Этап 4: Ориентация на закон и порядок

На этапе 4, люди стремятся соблюдать законы общества, при этом акцент меняется с внутренних правил личного контекста на более широкие правовые системы, например фигуры власти. Люди поощряют обязанность поддерживать закон и порядок, как пример добропорядочной гражданственности. Ребенок на этом этапе не будет поощрять или участвовать в действиях, которые считаются «неправильными».

Фото знака светофора

Социальные законы соблюдаются – этап 4

Постконвенциональный уровень

На третьем и последнем уровне моральных рассуждений, обычно начинающемся в молодом возрасте, мораль приобретает более абстрактную ориентацию, не привязываясь к личным или социальным нормам человека. Вместо этого, стандарты морали применяются к мировым сценариям и контекстам, реализуя ценности и принципы за пределами ограниченных индивидуальных точек зрения. Суждение основано на универсальных этических принципах, которые включают достоинство, равенство и справедливость, иногда не в соответствии с общепринятыми требованиями. По мнению Кольберга, лишь относительно небольшое число людей достигает этого уровня.

Этап 5: Ориентация на социальный контракт

Пятый этап теории характеризуется объективной, а не субъективной позицией. Люди начинают рассматривать законы не как абсолютные конструкции, а как приемлемые лишь в той степени, в какой они справедливы. Личные ценности и совесть начинают играть особую роль в оценке правил и положений. Человек на этом этапе рискует быть уволенным, выступая против корпоративного неравенства.

Этап 6: Ориентация на универсальные этические принципы

Эта последняя стадия шестиуровневой парадигмы Кольберга предполагает, что моральное развитие подчеркивается истиной, честностью и совестью. Эта стадия позволяет людям участвовать в гражданском неповиновении, когда они сталкиваются со сценариями, противоречащими их внутренним принципам. Здесь они готовы принять меры для защиты дела, независимо от последствий. Например, человек будет протестовать на мероприятии Black Lives Matter, рискуя подвергнуться воздействию слезоточивого газа.

Кольберг далее обозначил седьмую моральную стадию, которая включала религиозные догмы в основу рассуждений. Трансцендентальная мораль как концептуальная стадия не была всесторонне разработана и остается спекулятивной сущностью, а религия и мораль поддерживают надуманную демаркационную линию.

Критика этапов Кольберга

Теория морального развития Кольберга подверглась критике по нескольким направлениям, и последним из них является тот факт, что его исследования проводились на мальчиках в возрасте от 10 до 16 лет. Это снижает обобщаемость его выводов из-за возрастных и гендерных предубеждений. Другими словами, было бы трудно предсказать, что субъекты, не входящие в эту возрастную группу, или девочки, отреагируют аналогичным образом. Возможно, его самым ярым критиком является Кэрол Гиллиган, американский психолог, которая изучает гендерные различия в исследованиях, уделяя особое внимание моральному развитию женщин. Ниже приводится ее критика в адрес теории Кольберга:

  • Кольберг рассматривал справедливость как важнейший компонент морального развития, но Гиллиган утверждал, что принцип заботы, проявляемый в большей степени женщинами, не менее важен.
  • Гиллиган также утверждал, что Кольберг подразумевал, что моральное суждение приводит к моральному действию, но это не так.
  • Гиллиган считал, что Кольберг не смог представить эмпирических доказательств того, что его этапы развития четко очерчены.

Часто задаваемые вопросы

Почему важна теория морального развития Кольберга?

Она важна для понимания процесса принятия решений, когда людям предоставляется выбор. Это также способствует интересу и исследованиям в области моральной психологии.

Что такое доконвенциональная стадия по Колбергу?

Она относится к решениям, принимаемым в ответ на последствия – наказание и вознаграждение. Дети на этом этапе подчиняются авторитетным лицам, чтобы избежать наказания и поощрять вознаграждение.

Каковы шесть стадий нравственного развития по Кольбергу?

Это теория, которая постулирует три уровня морали, каждый из которых состоит из двух стадий. Он пытается объяснить индивидуальный подход к моральным дилеммам.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Нина Щенникова
Нина Щенникова
Специалист в области влияния биологических процессов на психические функции. Занимаюсь исследованиями, связанными с взаимодействием биологических и социологических аспектов человеческого организма.
Нина Щенникова опубликовал статей: 28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *