На протяжении жизни люди вступают в контакт с другими людьми, группами и силами, которые влияют на их рост и понимание мира. Все эти факторы вместе называются агентами социализации и формируют людей по мере их взросления в детстве и после него. Таким образом, агенты означают влияние ключевых факторов на развитие человека и его способность играть определенную роль в обществе.
Итак, каковы агенты социализации? Основными (первичными) являются семья, школы и детские сады, сверстники и средства массовой информации. Другие (вторичные) агенты включают религию и этническую принадлежность, политические группы, работу, соседство, общественную деятельность и учреждения.
Первичные агенты социализации являются наиболее заметными и наиболее важными силами в жизни человека. Они наиболее формируются в детстве, когда люди еще учатся взаимодействовать с окружающим миром. Четырьмя основными агентами являются семья, школа, сверстники и средства массовой информации.
Семья
Почти все дети воспитываются в биологических, или приемных семьях, которые учат их заботиться о себе и взаимодействовать с окружающим миром. Из всех примеров агентов социализации, семья обычно оказывает наибольшее влияние. Семьи передают своим детям многое, в том числе:
- Культурные знания
- Ценности
- Религиозные практики
- Взгляды на мир
Эти аспекты формируют те семьи и отношения, которые дети будут создавать для себя в дальнейшей жизни. Семья, как агент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Они могут научить детей уважать других и ценить свои сильные стороны, а также укреплять потенциально вредные идеи о социальном классе и других проблемах, таких как расизм и гомофобия.
Школы
Когда дети посещают школы и детские сады, они получают обучение и социализацию вне семьи, иногда это происходит впервые. Хотя маленькие дети часто оказываются в центре внимания дома, в школе они учатся уважать и ценить время и мнение других. Они также приобретают множество социальных навыков, которые в конечном итоге подготовят их к работе, которую они найдут, став взрослыми. Пожалуй, самое важное, чему дети учатся в школе, — это уважать авторитет своих учителей.
Многие аспекты школы могут быть положительными с точки зрения социализации: дети приобретают социальные навыки, независимость и методы управления временем, которые останутся полезными в будущем. Однако школы могут оказывать и негативное влияние. Скрытая учебная программа — это информация, явно или неявно предоставляемая школами детям, которая либо является предвзятой, неверной, либо упускает важные детали. Школы, которые учат учащихся быть патриотичными, скрывая при этом информацию о негативных элементах прошлого, могут отрицательно способствовать пониманию учащимися мира и социализации с другими людьми, которые могут видеть вещи по-другому.
Сверстники
Сверстники являются еще одним важным агентом социализации как для детей, так и для взрослых, но наиболее ярко их влияние ощущается в детстве. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми у своих сверстников. Во многих случаях группы сверстников влияют на интересы детей, манеру речи, представления о мире и подходы к различным ситуациям. Дети, которые регулярно позитивно взаимодействуют со своими сверстниками, как правило, развивают надежные социальные навыки и могут иметь более четкое представление о своем месте в обществе.
Иногда сверстники могут быть негативными агентами социализации. Например, дети, над которыми издеваются, могут испытывать негативные последствия для психического здоровья и другие проблемы в результате социализации со сверстниками. Некоторые родители не одобряют общение со сверстниками, поскольку это означает, что дети рискуют познакомиться с концепциями и материалами, которые родители могут счесть неуместными и вредными для детей.
СМИ
Средства массовой информации включают телевидение, Интернет, радио, журналы, книги и многое другое. Оно становится все более важным фактором социализации в жизни многих людей, но особенно сильно оно может оказывать влияние на жизнь детей. Как и все агенты , средства массовой информации могут иметь множество положительных преимуществ, таких как:
- Расширение культурного кругозора
- Предоставление людям возможности общаться с друзьями и семьей
- Предоставление доступа к информации, которой они иначе могли бы не получить.
- Средства массовой информации могут быть положительным или отрицательным агентом социализации.
Все это может помочь детям понять окружающий мир и сделать средства массовой информации позитивным видом социализации. Однако СМИ также таят в себе риски. К ним относятся:
- Возможность подвергнуть детей воздействию материалов с насилием или материалам сексуального характера.
- Предвзятость СМИ, которая может усилить вредные стереотипы о поле, расе и многом другом.
- Потенциальное сокращение личного общения в пользу онлайн-взаимодействий.
- Потенциал небезопасного онлайн-взаимодействия и социализации.
Помимо четырех основных агентов первичной социализации, существует ряд других элементов, которые могут выступать в качестве агентов вторичной социализации в жизни людей. Их не считают «первичными», поскольку они могут быть частью чьей-то жизни лишь на короткое время, не затрагивают всех людей или более изменчивы, чем другие агенты.
Религия, культура и этническая принадлежность
Религия, культура и этническая группа человека могут влиять на его жизнь. Например, религия и этническая принадлежность могут:
- Влиять на выбор человека и взгляд на общество.
- Информировать о том, как люди подходят к проблемам и переживаниям.
- Сильно влиять на восприятие человеком того, кем он является и своего места в мире, особенно в условиях культурной гегемонии, расизма и других факторов.
Например, человек, выросший в белой баптистской семье, вероятно, будет иметь совсем другой опыт социализации, чем человек, выросший в индийской мусульманской семье, когда дело касается опыта дискриминации, расизма и религиозных ценностей.
Политические группы
Политические группы или политическая принадлежность могут влиять на социализацию следующими способами:
- Как люди видят и понимают переживания окружающих.
- Если или когда люди предпринимают конкретные политические действия или даже стремятся сделать политическую карьеру.
- Как люди относятся к своему обществу и проблемам, с которыми сталкивается их мир.
Например, человек, который проводит много времени в либертарианских политических пространствах, скорее всего, будет иметь иные взгляды и социализацию, чем тот, кто проводит много времени в левых пространствах.
Рабочее место (работа)
Люди проводят много времени на своем рабочем месте, особенно когда люди работают на одном месте в течение многих лет. Социализация на рабочем месте включает в себя:
- Процессы адаптации, которые устанавливают стандарты, связанные с бизнесом.
- Сетевые возможности, которые создают дух товарищества.
- Расширение знаний, которые могут повлиять на поведение и убеждения.
Например, люди, работающие в театре, могут формировать очень тесные связи со своими коллегами, в то время как люди, работающие в сфере производства продуктов питания, могут формировать устойчивые мнения о продуктах питания и сельском хозяйстве, которые влияют на их потребительский выбор.
Районы
Район, в котором человек живет и растет, а также любой социальный опыт, полученный в этом районе, могут иметь большое значение с точки зрения социализации. Районы и сопровождающие их клубы, спортивные команды и другие общественные мероприятия могут:
- Оказать негативное влияние.
- Обеспечить положительную социализацию и улучшить понимание человеком своего сообщества.
- Учить людей тому, как заботиться о других и как ценить разные точки зрения.
Например, те, кто вырос в районах, где люди и их окружение богаты, испытывают иную социализацию, чем те, кто вырос в более бедных районах, причем первые с большей вероятностью будут иметь больше возможностей и большую безопасность, чем вторые.
Учреждения
Некоторые из наиболее сложных и негативных форм социализации происходят в таких учреждениях, как тюрьмы или психиатрические больницы. Социализация в учреждениях может вызвать:
- Опыт насилия и дегуманизации, приводящий к ухудшению психического здоровья.
- Обострение существующих проблем, особенно в случае принудительной институционализации.
- Позитивная ресоциализация в контролируемой институциональной среде, в некоторых случаях.
Например, психиатрическая больница может помочь человеку восстановить представление о том, кто он есть и как он может выздороветь.
Краткие итоги урока
Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь, в ходе которого люди узнают об окружающей среде и о том, как взаимодействовать с другими. Агенты социализации — это силы в жизни человека, которые учат его окружающему миру и своему месту в нем. Семья, за которой следуют школа, сверстники и средства массовой информации, считаются основными (первичными) агентами социализации в жизни ребенка. Школа, в частности, учит детей подчиняться авторитету учителей. Средства массовой информации, как и группы сверстников, могут заставить нервничать некоторых родителей, поскольку они могут подвергать детей воздействию неподходящих материалов.
Помимо этих основных агентов , на людей влияют их религия и культура, этническая принадлежность, политические взгляды, рабочие места, районы проживания, общественная деятельность, а в некоторых случаях и такие учреждения, как тюрьмы. Все эти агенты социализации собираются вместе, чтобы оказывать влияние на человека на протяжении всей жизни.
Социализационная деятельность (домашнее задание)
- Как вы прочитали на уроке, сверстники чрезвычайно важны в процессе социализации. В подростковом возрасте они приобретают значение, которое может перевесить любое другое отдельное влияние. Давление со стороны сверстников, явное или скрытое, имеет мощный эффект. Давление может быть отрицательным (например, поощрение подростка к курению) или положительным (например, попадание в список отличников в школе). Подумайте о влиянии и давлении со стороны сверстников, которые вы испытали в подростковом возрасте. Как вы думаете, это было в первую очередь отрицательное или положительное? Как вы развивались, как личность, благодаря группе сверстников, которая у вас была? Напишите два-три абзаца, описывающих ваш опыт общения со сверстниками в подростковом возрасте и то, как они повлияли на ваше развитие.
- Сегодня средства массовой информации являются мощным средством общения, более чем когда-либо прежде, благодаря своей повсеместности. Есть сообщения, которые мы получаем из средств массовой информации, не осознавая, что интегрируем эти сообщения в свою психику (например, мужчины должны быть агрессивными, женщины должны одеваться откровенно и т. д.). Для этого занятия выберите популярную медиа-платформу и посмотрите ее в течение 30 минут. Обратите внимание на все стереотипное и нестереотипное поведение, которое вы наблюдаете. Например, мужчина, берущий на себя ответственность за ситуацию, будет стереотипным, а человек, боящийся паука, будет нестереотипным. Запишите каждое событие, которое вы видите за этот 30-минутный период. После этого напишите краткое изложение своих наблюдений одним абзацем, указав, удивило ли вас что-нибудь в вашем опыте.