Агенты социализации | Определение и примеры

Агенты социализации. Определение

На протяжении жизни люди вступают в контакт с другими людьми, группами и силами, которые влияют на их рост и понимание мира. Все эти факторы вместе называются агентами социализации и формируют людей по мере их взросления в детстве и после него. Таким образом, агенты означают влияние ключевых факторов на развитие человека и его способность играть определенную роль в обществе.

Итак, каковы агенты социализации? Основными (первичными) являются семья, школы и детские сады, сверстники и средства массовой информации. Другие (вторичные) агенты включают религию и этническую принадлежность, политические группы, работу, соседство, общественную деятельность и учреждения.

Агенты первичной социализации

Первичные агенты социализации являются наиболее заметными и наиболее важными силами в жизни человека. Они наиболее формируются в детстве, когда люди еще учатся взаимодействовать с окружающим миром. Четырьмя основными агентами являются семья, школа, сверстники и средства массовой информации.

Семья

Почти все дети воспитываются в биологических, или приемных семьях, которые учат их заботиться о себе и взаимодействовать с окружающим миром. Из всех примеров агентов социализации, семья обычно оказывает наибольшее влияние. Семьи передают своим детям многое, в том числе:

  • Культурные знания
  • Ценности
  • Религиозные практики
  • Взгляды на мир

Эти аспекты формируют те семьи и отношения, которые дети будут создавать для себя в дальнейшей жизни. Семья, как агент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Они могут научить детей уважать других и ценить свои сильные стороны, а также укреплять потенциально вредные идеи о социальном классе и других проблемах, таких как расизм и гомофобия.

Школы

Когда дети посещают школы и детские сады, они получают обучение и социализацию вне семьи, иногда это происходит впервые. Хотя маленькие дети часто оказываются в центре внимания дома, в школе они учатся уважать и ценить время и мнение других. Они также приобретают множество социальных навыков, которые в конечном итоге подготовят их к работе, которую они найдут, став взрослыми. Пожалуй, самое важное, чему дети учатся в школе, — это уважать авторитет своих учителей.

Многие аспекты школы могут быть положительными с точки зрения социализации: дети приобретают социальные навыки, независимость и методы управления временем, которые останутся полезными в будущем. Однако школы могут оказывать и негативное влияние. Скрытая учебная программа — это информация, явно или неявно предоставляемая школами детям, которая либо является предвзятой, неверной, либо упускает важные детали. Школы, которые учат учащихся быть патриотичными, скрывая при этом информацию о негативных элементах прошлого, могут отрицательно способствовать пониманию учащимися мира и социализации с другими людьми, которые могут видеть вещи по-другому.

Сверстники

Сверстники являются еще одним важным агентом социализации как для детей, так и для взрослых, но наиболее ярко их влияние ощущается в детстве. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми у своих сверстников. Во многих случаях группы сверстников влияют на интересы детей, манеру речи, представления о мире и подходы к различным ситуациям. Дети, которые регулярно позитивно взаимодействуют со своими сверстниками, как правило, развивают надежные социальные навыки и могут иметь более четкое представление о своем месте в обществе.

Иногда сверстники могут быть негативными агентами социализации. Например, дети, над которыми издеваются, могут испытывать негативные последствия для психического здоровья и другие проблемы в результате социализации со сверстниками. Некоторые родители не одобряют общение со сверстниками, поскольку это означает, что дети рискуют познакомиться с концепциями и материалами, которые родители могут счесть неуместными и вредными для детей.

СМИ

Средства массовой информации включают телевидение, Интернет, радио, журналы, книги и многое другое. Оно становится все более важным фактором социализации в жизни многих людей, но особенно сильно оно может оказывать влияние на жизнь детей. Как и все агенты , средства массовой информации могут иметь множество положительных преимуществ, таких как:

  • Расширение культурного кругозора
  • Предоставление людям возможности общаться с друзьями и семьей
  • Предоставление доступа к информации, которой они иначе могли бы не получить.
  • Средства массовой информации могут быть положительным или отрицательным агентом социализации.

Все это может помочь детям понять окружающий мир и сделать средства массовой информации позитивным видом социализации. Однако СМИ также таят в себе риски. К ним относятся:

  • Возможность подвергнуть детей воздействию материалов с насилием или материалам сексуального характера.
  • Предвзятость СМИ, которая может усилить вредные стереотипы о поле, расе и многом другом.
  • Потенциальное сокращение личного общения в пользу онлайн-взаимодействий.
  • Потенциал небезопасного онлайн-взаимодействия и социализации.

Агенты вторичной социализации

Помимо четырех основных агентов первичной  социализации, существует ряд других элементов, которые могут выступать в качестве агентов вторичной социализации в жизни людей. Их не считают «первичными», поскольку они могут быть частью чьей-то жизни лишь на короткое время, не затрагивают всех людей или более изменчивы, чем другие агенты.

Религия, культура и этническая принадлежность

Религия, культура и этническая группа человека могут влиять на его жизнь. Например, религия и этническая принадлежность могут:

  • Влиять на выбор человека и взгляд на общество.
  • Информировать о том, как люди подходят к проблемам и переживаниям.
  • Сильно влиять на восприятие человеком того, кем он является и своего места в мире, особенно в условиях культурной гегемонии, расизма и других факторов.

Например, человек, выросший в белой баптистской семье, вероятно, будет иметь совсем другой опыт социализации, чем человек, выросший в индийской мусульманской семье, когда дело касается опыта дискриминации, расизма и религиозных ценностей.

Политические группы

Политические группы или политическая принадлежность могут влиять на социализацию следующими способами:

  • Как люди видят и понимают переживания окружающих.
  • Если или когда люди предпринимают конкретные политические действия или даже стремятся сделать политическую карьеру.
  • Как люди относятся к своему обществу и проблемам, с которыми сталкивается их мир.

Например, человек, который проводит много времени в либертарианских политических пространствах, скорее всего, будет иметь иные взгляды и социализацию, чем тот, кто проводит много времени в левых пространствах.

Рабочее место (работа)

Люди проводят много времени на своем рабочем месте, особенно когда люди работают на одном месте в течение многих лет. Социализация на рабочем месте включает в себя:

  • Процессы адаптации, которые устанавливают стандарты, связанные с бизнесом.
  • Сетевые возможности, которые создают дух товарищества.
  • Расширение знаний, которые могут повлиять на поведение и убеждения.

Например, люди, работающие в театре, могут формировать очень тесные связи со своими коллегами, в то время как люди, работающие в сфере производства продуктов питания, могут формировать устойчивые мнения о продуктах питания и сельском хозяйстве, которые влияют на их потребительский выбор.

Районы

Район, в котором человек живет и растет, а также любой социальный опыт, полученный в этом районе, могут иметь большое значение с точки зрения социализации. Районы и сопровождающие их клубы, спортивные команды и другие общественные мероприятия могут:

  • Оказать негативное влияние.
  • Обеспечить положительную социализацию и улучшить понимание человеком своего сообщества.
  • Учить людей тому, как заботиться о других и как ценить разные точки зрения.

Например, те, кто вырос в районах, где люди и их окружение богаты, испытывают иную социализацию, чем те, кто вырос в более бедных районах, причем первые с большей вероятностью будут иметь больше возможностей и большую безопасность, чем вторые.

Учреждения

Некоторые из наиболее сложных и негативных форм социализации происходят в таких учреждениях, как тюрьмы или психиатрические больницы. Социализация в учреждениях может вызвать:

  • Опыт насилия и дегуманизации, приводящий к ухудшению психического здоровья.
  • Обострение существующих проблем, особенно в случае принудительной институционализации.
  • Позитивная ресоциализация в контролируемой институциональной среде, в некоторых случаях.

Например, психиатрическая больница может помочь человеку восстановить представление о том, кто он есть и как он может выздороветь.

Краткие итоги урока

Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь, в ходе которого люди узнают об окружающей среде и о том, как взаимодействовать с другими. Агенты социализации — это силы в жизни человека, которые учат его окружающему миру и своему месту в нем. Семья, за которой следуют школа, сверстники и средства массовой информации, считаются основными (первичными) агентами социализации в жизни ребенка. Школа, в частности, учит детей подчиняться авторитету учителей. Средства массовой информации, как и группы сверстников, могут заставить нервничать некоторых родителей, поскольку они могут подвергать детей воздействию неподходящих материалов.

Помимо этих основных агентов , на людей влияют их религия и культура, этническая принадлежность, политические взгляды, рабочие места, районы проживания, общественная деятельность, а в некоторых случаях и такие учреждения, как тюрьмы. Все эти агенты социализации собираются вместе, чтобы оказывать влияние на человека на протяжении всей жизни.

Социализационная деятельность (домашнее задание)

  1. Как вы прочитали на уроке, сверстники чрезвычайно важны в процессе социализации. В подростковом возрасте они приобретают значение, которое может перевесить любое другое отдельное влияние. Давление со стороны сверстников, явное или скрытое, имеет мощный эффект. Давление может быть отрицательным (например, поощрение подростка к курению) или положительным (например, попадание в список отличников в школе). Подумайте о влиянии и давлении со стороны сверстников, которые вы испытали в подростковом возрасте. Как вы думаете, это было в первую очередь отрицательное или положительное? Как вы развивались, как личность, благодаря группе сверстников, которая у вас была? Напишите два-три абзаца, описывающих ваш опыт общения со сверстниками в подростковом возрасте и то, как они повлияли на ваше развитие.
  2. Сегодня средства массовой информации являются мощным средством общения, более чем когда-либо прежде, благодаря своей повсеместности. Есть сообщения, которые мы получаем из средств массовой информации, не осознавая, что интегрируем эти сообщения в свою психику (например, мужчины должны быть агрессивными, женщины должны одеваться откровенно и т. д.). Для этого занятия выберите популярную медиа-платформу и посмотрите ее в течение 30 минут. Обратите внимание на все стереотипное и нестереотипное поведение, которое вы наблюдаете. Например, мужчина, берущий на себя ответственность за ситуацию, будет стереотипным, а человек, боящийся паука, будет нестереотипным. Запишите каждое событие, которое вы видите за этот 30-минутный период. После этого напишите краткое изложение своих наблюдений одним абзацем, указав, удивило ли вас что-нибудь в вашем опыте.
Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *