Законы Ману | Индуистская кастовая система

Кто такой Ману?

Согласно индуизму, первым существовавшим на земле человеком был Ману. Имя Ману примерно переводится как «человек», а также имеет этимологическую связь с санскритским глаголом man- , означающим «думать». Говорили, что он был первым царем Индии и автором некоторых из первых законов древней Индии. Ману также считается спасителем от легендарного великого потопа.

Согласно «Сатапатха-брахману» и «Махабхарате», бог Брахма (или бог Вишну согласно Пуранам) в образе рыбы сказал Ману, что приближается великий потоп, который уничтожит все человечество, и для того чтобы выжить, он должен построить лодку. Следуя совету рыбы, Ману построил свою лодку и привязал ее к рыбьему рогу, чтобы безопасно добраться до места отдыха на вершине горы. Теперь, спасенный от наводнения и единственный выживший из человечества, Ману совершил жертвоприношение и церемонию выливания масла и кислого молока в воду. Из воды вышла женщина, и они вдвоем помогли возродить человечество на земле.

В этой истории можно провести несколько аналогий между Ману и другими деятелями религии, включая легендарного месопотамского царя Гильгамеша и еврейского Ноя, которые также упоминают о великом потопе, а также еврейского и библейского Адама, первого человека.

Что такое Законы Ману?

Вклад Ману в индуизм значительный. Его часто называют первым королем индийской цивилизации, а также первым законодателем. Согласно индуизму, одним из наиболее важных вкладов Ману является введение Законов Ману. Законы Ману, также известные как Манава-дхарма-шастра («Текст Дхармы Ману»), являются наиболее авторитетным текстом в индуистском кодексе. Помимо прочего, «Законы Ману» представили идею кастовой системы — социального разделения, которое делит индуистов на членов одного из пяти социальных классов и до сих пор определяет большую часть индийского общества.

Индуистская кастовая система

Кастовая система делит индуистов на четыре основные категории, каждая из которых основана на действиях человека в настоящей и прошлой жизни, а также на его карме и из какой семейной линии они происходят. Можно подняться или спуститься с одного уровня на другой, но чаще всего кастовый уровень человека не менялся в соответствии с его прошлой жизнью и семейным происхождением. Целью создания системы было четкое определение ролей для каждого члена общества. Считается, что каждый уровень кастовой системы представляет собой отдельный аспект/часть тела индуистского бога Брахмы, бога творения.

Категории по порядку включают: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Существует также пятая категория, известная как далиты (или неприкасаемые), класс самого низкого ранга, который в индуистском обществе часто считается «бескастовым».

Схема кастовой системы

Кастовая система

Брамины (Брахманы)

Высший и наиболее почитаемый уровень в индуистской кастовой системе, брамины пользуются большим влиянием. Согласно индуистской традиции, кастовый уровень браминов представляет главу Брахмы и источник знаний. Считается, что брахманы по своей природе обладают большей ритуальной чистотой, чем представители других каст. Из-за этого их чаще назначали жрецами или учителями, хотя им также разрешалось служить советниками и министрами правящих вождей.

Из-за своей сохраненной религиозной чистоты брамины часто строго придерживаются вегетарианской диеты и воздерживаются от определенных занятий, таких как вспашка полей или обработка кожи. Брахманы продолжали наслаждаться своей ролью интеллектуальных советников и лидеров в эпоху британской оккупации и по-прежнему составляют значительную часть индийского правительства и политики сегодня.

Кшатрии

Вторую касту, кшатриев, традиционно называют «воинами» индуистских верований. Говорят, что этот второй уровень кастовой системы представляет руки бога творения Брахмы. Технически, кшатрии занимают второе место в кастовой системе, но в соответствии с ранними ведическими текстами их часто называют первыми по рангу. Чаще всего, представители кшатриев занимают роли правителей и воинов в древней индуистской Индии. Правителям-кшатриям часто давали советы жрецы-брахманы, представители высшего сословия. В наше время члены этой касты по-прежнему сохраняют значительную часть индийского общества и политики.

Вайшьи

На этом третьем уровне индуистской кастовой системы вайшьи, их обычно называют простолюдинами. Уровень Вайшьи часто обозначает живот индуистского бога-творца, а иногда – бедра. Основная роль представителей этого кастового уровня заключалась в труде и производстве товаров для общества, обычно посредством сельского хозяйства, пастырских обязанностей и ручного труда. Однако, большая часть трудовых повинностей была, в последствии, передана низшим классам, а вайшьи взяли на себя роль торговцев, купцов, землевладельцев и ростовщиков. Они также играют важную религиозную роль, поскольку вайшьи несут ответственность за жертвоприношения и дарение даров богам.

Шудры

Шудры являются низшим классом кастовой системы и обычно выполняют роль рабочих и ремесленников в индуистском обществе. Во многих древних индуистских текстах говорилось, что основная функция шудр — служение трем другим высшим кастам. Они предназначены для обозначения ног бога-творца, самой нижней точки тела. Им не были предоставлены те же права и привилегии, что и трем высшим кастам, включая отсутствие доступа к одним и тем же храмам и запрет на посещение общественных объектов, используемых высшими классами. Из-за этого неравенства многие шудры часто обращались в более эгалитарные религии, такие как ислам, буддизм, джайнизм и т. д.

Неприкасаемые

Абсолютно низший класс кастовой системы, далиты, или неприкасаемые, во многих индуистских обществах считался «бескастовым». Они часто сталкивались с системной дискриминацией, и им было запрещено заниматься многими религиозными обрядами. Неприкасаемых часто заставляли жить на окраинах городов и деревень, и они выполняли нечистую работу дворников, уборщиков туалетов, палачей, утилизаторов трупов животных, мусорщиков и земляных рабочих. В группу «Неприкасаемые» часто входили люди с ограниченными возможностями.

Краткие итоги урока

Согласно индуизму, существует идея кастовой системы с четырьмя основными классами, позволяющими человеку существовать в обществе. Каста человека зависит от множества различных факторов, включая прошлые жизни, личную карму и семейное происхождение. Целью создания кастовой системы было четкое и четкое определение ролей для каждого члена общества. Четыре основные касты включают брахманов (священников, интеллектуалов), кшатриев (воинов, лидеров), вайшьев (торговцев, торговцев) и шудров (работников физического труда). Существует также пятый внекастовый уровень, известный как «Неприкасаемые» (уборщики улиц, уборщики туалетов), которые считаются самым низким из возможных классов. Каждый уровень системы также символизирует различные части тела Брахмы, индуистского бога творения. Сюда входят брахманы как голова, кшатрии как руки, вайшьи как живот или бедра, шудры как ноги и неприкасаемые как земля. Истоки индуистской кастовой системы берут свое начало в Законах Ману, древнем политическом документе, созданном легендарным Ману, первым человеком в индуизме.

Часто задаваемые вопросы

Каковы основные индуистские касты?

К трем высшим классам индуистской системы относятся брахманы (священники, интеллектуалы), кшатрии (воины, лидеры) и вайшьи (торговцы). К двум уровням низших каст относятся шудры (работники физического труда) и неприкасаемые (уборщики улиц, уборщики туалетов).

Сколько каст существует в индуистской религии?

В индуистской религии существует четыре основные касты, в которых может существовать человек: брахманы (священники, интеллектуалы), кшатрии (воины, лидеры), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие). Существует также пятый внекастовый уровень, известный как Неприкасаемые (уборщики улиц, уборщики туалетов).

Какова была цель индуистских законов Ману?

Целью наличия кастовой системы в Законах Ману было создание четких классов/каст с разными ролями для каждого члена общества. Говорят, что Законы Ману были творением Ману, первого человека, когда-либо созданного в соответствии с индуизмом.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *