Рамаяна | Определение, резюме и важность

Рамаяна: Эпос

Индуистская Рамаяна — древний эпос, автором которого традиционно считается санскритский поэт Валмики. На самом деле  писание настолько древнее, что многие индуисты называют его Адикавья, что означает «первое стихотворение». Название «Рамаяна» на санскрите означает «Путешествие Рамы». Эпос «Рамаяна» рассказывает о жизненном пути Рамы, седьмого аватара (воплощения) бога Вишну, начиная с его рождения в королевстве Айодхья и заканчивая годами изгнания и восстановлением.

Важность

Наряду с Махабхаратой Рамаяна представляет собой один из величайших эпосов санскритского канона. Хотя эта книга короче Махабхараты (24 000 стихов), она все же представляет собой объемное произведение литературы. На протяжении веков Рамаяна оказывала длительное влияние на индуистскую литературу, общество и религию. Эту историю пересказывали бесчисленное количество раз на региональных диалектах и ​​оригинальном санскрите. Пересказы эпоса появились в танцевальных драмах и кукольных театрах. Эта история продолжает пользоваться популярностью в современных средствах массовой информации: популярные телешоу, основанные на этой эпопее, транслировались в Индии в 1980-х и начале 2000-х годов.

Рамаяна — священный текст в индуизме, подчеркивающий героизм и добродетель, или дхарму . Помимо героизма и добродетели, дхарма также включает в себя истину и мораль. Рама — воплощение дхармы, образец праведности, которому люди могут подражать. Таким образом, Рамаяну можно рассматривать как руководство к индуистской жизни.

Краткое содержание Рамаяны

24 000 стихов Рамаяны разделены на семь книг, называемых кандами. Этими кандами являются Бала Канда, Айодхья Канда, Аранья Канда, Кишкинда Канда, Сундара Канда, Юдда Канда и Уттара Канда. В этом уроке будет подведен итог истории, переданной этими кандами, однако большинство ученых считают, что Бала Канда и Уттара Канда были добавлены позже и не были оригинальными для эпоса.

Бала Канда

Бала Канда рассказывает о детстве Рамаса. Отец Рамаса, Дашаратха, был царем Айодхьи. У него было три жены, но не было сыновей и, следовательно, не было наследника. По совету одного из своих министров Суматры Дашаратха совершает Путра-Камешти Ягью, огненное жертвоприношение. Божественное существо выходит из огня и дает Дашаратхе золотую вазу, заявляя, что, если царицы выпьют содержимое вазы, у них родятся сыновья. В результате три его царицы родили четырех сыновей: Раму, Бхарату, Лакшману и Шатругну. Каждый сын был наделен силами Вишну. Демон Равана угнетал богов, но победить его мог только смертный. Когда Раме исполняется 16 лет, мудрец по имени Вишвамитра обращается за помощью к царю, он выступает против демонов, которые мешают его священным обрядам. Он просит Дашаратху послать Раму победить демонов, описывая его, как поистине храброго и доблестного человека. Дашаратха не хочет посылать Раму, но в конечном итоге отправляет и Раму, и его брата Лакшману. Вооруженные заклинаниями и оружием Вишвамитры, Рама и Лакшмана побеждают демонов.

Вишвамитра, Рама и Лакшмана отправляются в Митхилу, где король Джанак проводил сваямвару, древнюю индийскую практику, согласно которой девушки выбирали себе мужей из группы женихов. На сваямваре дочь царя Джанакса, Сита, выбирала себе мужа на состязании. Царь Джанак нашел Ситу в борозде, когда она вспахивала поле перед жертвоприношением, и поэтому рассматривал ее как чудесный дар. Она не могла выйти замуж за какого-либо непроверенного человека. Бог Шива подарил царю тяжелый и мощный лук; и провозгласил, что тот, кто сумеет натянуть лук и владеть им, будет достоин жениться на Сите. Рама не только овладел луком, но и сломал его. Царь Джанак приглашает Дашаратху и других его сыновей в Митхилу. Рама женится на Сите, а его братья женятся на других дочерях Джанака. После завершения свадебной церемонии братья и их новые жены возвращаются в Айодхью.

Яркая картина преимущественно оранжевого и красного цветов, изображающая большую праздничную свиту.

На этой картине конца XVII века изображен король Дашаратха и его свита, путешествующие в Митхилу.

Айодхья Канда и Аранья Канда

Айодхья Канда рассказывает о подготовке к назначению принца Рамы регентом Айодхьи. Спустя 12 лет после свадьбы в Митхиле стареющий Дашаратха желает короновать Раму. Он созывает совет, и все собравшиеся лорды соглашаются, что Рама должен стать царем после него, восхваляя его дхарму. Рама и Сита готовятся к церемонии. Однако, одна из жен Дашаратхи, Кайкейи, убежденная злой служанкой Мантарой, ревнует.

Кайкейи и Мантара замышляют назначить регентом Бхарату. Под предлогом дара, полученного от Дашаратхи, Кайкейи требует, чтобы царь изгнал Раму на 14 лет и передал трон Бхарате. Дашаратха связан своей преданностью дхарме и должен сдержать свое слово, чтобы выполнить просьбу Кайкеи. Демонстрируя свою совершенную преданность дхарме, Рама принимает решение своего отца. Лакшмана и Сита следуют за ним в изгнание. Бхарата, узнав о замысле своей матери, отказывается принять трон. Вместо этого он возлагает на трон сандалии Рамы и правит как регент своего брата, ожидая возвращения Рамы.

Ярко вышитый шелковый платок с изображением сцен из Рамаяны.

Сцены из жизни Вишну в образе Рамы были популярной темой в индийском искусстве. В верхнем левом углу этого вышитого шелком румала, или носового платка, изображены Рама, Лакшмана и Сита, прощающиеся с Рамасом.

Аранья Канда рассказывает историю жизни Рамы в лесу, находясь в изгнании. Рама, Лакшмана и Сита входят в лес Дандака, чтобы начать новую жизнь. Вскоре после входа в лес демон Вирадха похищает Ситу. Рама и Лакшмана следуют за ним, убивают демона и спасают Ситу.

Однажды в их лагерь приходит ракшаси (демон в обличье девушки в индуизме) по имени Шурпанака. Шурпанака был ужасно уродлив и очарован красотой Рамаса. Когда Рама отверг ее ухаживания, Шурпанака обратила свое внимание на Лакшману. Лакшмана также отказал ей, и разъяренный демон бросился на Ситу, намереваясь убить ее. Рама сдержал демона, а Лакшмана отрезал Шурпанакасу нос и уши. В поисках мести брат Шурпанакаса, Кхара, посылает против братьев свою армию демонов, но Рама и Лакшмана легко их побеждают. Другой брат Шурпанакаса, Равана, клянется отомстить. Он отправляет ракшаса Марику в лагерь в виде золотого оленя. Сита отправляет Раму охотиться и поймать для нее оленя. Заметив в этом демоническую уловку, Рама преследует оленя, оставив Лакшману охранять Ситу.

Когда Рама убивает замаскированного демона, он кричит, имитируя голос Рамы. Сита слышит крик и, опасаясь, что Раме грозит опасность, посылает ему на помощь Лакшману. Когда она осталась одна, Равана подошел к ней под видом мудреца, и обманом заставил ее принять его с традиционным гостеприимством. Равана увозит Ситу на Ланку, где помещает ее под усиленную охрану и требует, чтобы она вышла за него замуж. Стервятник Джатаю пытается спасти Ситу, но Равана смертельно ранит его. Лакшмана и Рама возвращаются в лагерь вовремя, чтобы узнать о похищении Джатаю перед его смертью.

Индийская картина 17 века, изображающая ряды демонов в сцене королевского двора.

Эта картина начала 17 века взята из фолианта Рамаяны. Используя как персидские, так и индийские стилистические элементы, художник иллюстрирует сцену при дворе демонов, изображающую десятиглавого царя демонов Равану в окружении своих придворных.

Кишкинда Канда, Сундара Канда и Юдда Канда

В Кишкинде Канда Рама встречает Ханумана, лидера обезьяньей армии, и Сугриву, будущего короля обезьяньего города Кишкинда. Рама помогает Хануману и Сугриве свергнуть брата Сугривы, Бали, сделав Сугриву королем обезьян. В обмен Хануман и Сугрива соглашаются помочь Раме и Лакшману спасти Ситу от Раваны. Однако Сугрива пренебрегает своим обещанием и предпочитает вести развратную жизнь, ставшую возможной благодаря его новой власти. В ярости Лакшмана намеревается убить Сугриву и уничтожить Кишкинду. Тара, бывшая королева обезьян, усмиряет Лакшману и убеждает Сугриву сдержать свое обещание. Сугрива отправляет четыре поисковые группы; трое возвращаются без новостей, но четвертый, возглавляемый Хануманом, узнает, что Ситу держат на Ланке.

Сундара Канда подробно описывает приключения Ханумана, как лидера успешной поисковой группы. В четвертой книге индуистской Рамаяны Хануман отправляется в город демонов Ланку, исследует город, шпионит за Раваной и встречает Ситу в роще Ашока. Он наблюдает, как Равана приближается к роще и умоляет Ситу выйти за него замуж. Сита отвергает его и предупреждает, что Рама отомстит за ее похищение, и Равана уходит. Как только Равана и его жены покидают рощу, Хануман обращается к Сите, чтобы успокоить ее. Хануман предлагает отнести ее обратно к Раме, но Сита отказывается, говоря, что это слишком опасно и она не может прикоснуться к телу какого-либо мужчины, кроме Рамы. После их разговора Хануман прощается с Ситой и уничтожает рощу Ашока и остальную часть Ланки. Он позволяет схватить себя, чтобы предстать перед Раваной, где он предупреждает Равану освободить Ситу. Равана поджигает свой хвост, но Хануман убегает и несет весть о бедственном положении Ситаса обратно в Кишкинду.

Юдда Канда описывает войну между армиями Рамы и Раваны. Рама и Лакшмана направляют свои армии к южному морю, где брат Раваны, Бибишана, присоединяется к ним. Две обезьяны строят мост через океан, чтобы армии могли пересечь воды на Ланку. В завязавшейся битве Рама убивает Равану и назначает Бибишану новым королем Ланки. Когда Сита приходит к Раме, он требует, чтобы она прошла Агни парикшу, или испытание огнем, чтобы доказать, что она осталась чистой, находясь в заточении. Сита убита горем, но соглашается. Агни поднимает ее невредимой из огня, доказывая ее чистоту. В последних главах Юдда Канды заканчивается период изгнания Рамаса. Рама, Сита и Лакшмана возвращаются в Айодхью, и Рама объявляется царем.

Уттара Канда

Уттара Канда , считающаяся более поздним дополнением к эпосу, описывает последние годы жизни Рамы, его братьев и Ситы. Рама и Сита проводят несколько лет, мирно управляя Айодхьей, но, несмотря на успешное завершение Агни парикши, сохраняются слухи о верности Ситы Раме во время ее плена. Рама поддается слухам и изгоняет беременную Ситу в лесной обитель. Там мудрец Валмики предлагает ей приют, и она рожает сыновей-близнецов, Лаву и Кушу. Валмики обучает Лаву и Кушу стихам Рамаяны, и они исполняют эпос для Рамы. Услышав стихи об изгнании Ситаса, Рама глубоко опечален, и Валмики зовет Ситу перед Рамой. Но мать Ситаса, Земля, открывает и проглатывает Ситу. Узнав, что Лава и Куша — его дети, воплощение Рамаса заканчивается, и его вызывают обратно в царство богов.

Краткие итоги урока

Индуистский эпос «Рамаяна» повествует историю жизни Рамы, седьмого воплощения бога Вишну . В нем рассказывается история его чудесного зачатия и рождения, его многочисленных подвигов по победе над демонами в юности и его последующего изгнания, победы над демоном Раваной и возможного восстановления на троне Айодхьи. Рамаяна считается священным текстом в индуизме, где Рама демонстрирует совершенную преданность дхарме. Этот сборник историй о совершенной добродетели и нравственности Рамы продолжает влиять на индуистское общество и сегодня.

Часто задаваемые вопросы

Что такое Рамаяна и эпос важен?

Это один из двух великих индуистских эпосов, наряду с Махабхаратой. В нем рассказывается история Рамы, одного из воплощений бога Вишну. На протяжении веков это был влиятельный священный текст в индуизме, а Рама служил образцом преданности дхарме или добродетели.

Что за эпос Рамаяна?

Эпос «Рамаяна» — индуистский эпос, написанный на санскрите поэтом Валмики. Он состоит из 24 000 стихов, разделенных на семь книг, называемых кандами.

Рамаяна – миф или история?

Рамаяна — это сборник мифов, подробно описывающих жизнь Рамы, седьмого воплощения индуистского бога Вишну. На протяжении веков он сильно влиял на индуистское общество и религию и продолжает иметь культурное значение и сегодня.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *