Первобытные религии: определение и власть

Первобытные религии

Категория духовных практик, называемая первобытными религиями, первобытными религиями коренных народов или племенными религиями, включает в себя почти три миллиона лет религиозных верований и духовных традиций древних людей. Их называют первичными, потому что они появились раньше или возникли до тех концепций, которые называют историческими религиями: ислам, иудаизм, христианство, индуизм и буддизм. Несмотря на то, что даже самой молодой из религий (исламу) более тысячи лет, все исторические религии («нынешние») относительно новы по сравнению с древними первобытными учениями.

В ходе обсуждения первобытной религии будут рассмотрены способы, с помощью которых коренные и доисторические народы:

  • Понимали реальность.
  • Структурировали и передавали духовные убеждения.
  • Придавали важность различным аспектам человеческого существования.
  • Задумывались о высшем значении, осмысленности и цели жизни.

Хотя первобытная религиозность в значительной степени исчезла из-за колониализма и прозелитизма, все еще существуют места, где исповедуется первобытная религия. Большая часть того, что известно о древней первобытной религии, появилась благодаря сохранившимся племенным сообществам коренных народов по всему миру, в том числе в:

  • Северной и Южной Америке
  • Африке
  • Тихоокеанских островах и Юго-Восточной Азии
  • Сибири
  • Австралии

Первичное определение

Прилагательное «первичный» описывает что-то оригинальное и самое первое; это означает предшествовать чему-то другому, либо хронологически, либо исходя из значения. Оно происходит от латинского слова primus, что означает «первый». Он используется для описания религиозных практик коренных и доисторических народов, потому что в хронологическом порядке они появились раньше современных народов и религиозности, а также потому, что верования и традиции первобытных религий являются предшественниками верований и традиций, присутствующих в исторических религиях.

Первобытные религии: верования

Поскольку первобытные обычаи и культуры различались географически и во времени, важно понимать, что сходство между коренными народами и их религиозными верованиями не является универсальным; скорее, это общие положения, которые могут служить полезной моделью для понимания того, как коренные народы были склонны верить, думать и жить.

С учетом этой оговорки сходство между первобытными религиями коренных народов становится наиболее поразительным по сравнению с историческими религиями.

Недвойственность (Недуализм)

Общей чертой исторических религий является то, что они склонны резко разграничивать материальное, земное царство и высшую духовную реальность. Христиане верят, что конечная жизнь на земле уступает место вечной жизни на небесах или в аду; Индуизм называет материальный мир майей, что означает «иллюзия», и считает его не более чем затемнением высшей, нематериальной основы бытия. Эта метафизическая позиция известна как дуализм, который разделяет космос на мертвую, мирскую материю и священный, вечный дух.

В первобытных религиях подобных дихотомий не существует. Скорее, они были склонны рассматривать мир, как единое целое без явных разрывов, отделяющих материю от духа, священное от мирского или живое от неодушевленного. Это метафизическое убеждение называется недуализмом. Первобытные религии коренных народов, например, не делали различия между физическим ландшафтом святого места и его духовным значением. Вместо этого считалось, что физическое царство насыщено духовным измерением или прозрачно для него. Дух и материя находились вместе в одном пространстве.

Пантеизм

Индуизм признает множество богов и богинь; Иудаизм, христианство и ислам верят только в одну. Эти теистические убеждения называются политеизмом и монотеизмом соответственно.

С другой стороны, первобытные религии ощущали присутствие высшего божества, но не давали им явных названий, вместо этого считая божество непознаваемым, фундаментальной тайной. Более того, они не чувствовали необходимости явно персонифицировать или антропоморфизировать божественное в духе ранних исторических религий, а поклонение Создателю осуществлялось путем признания его божественного присутствия во всем творении. Эта вера называется пантеизмом, или верой в то, что все есть Бог; Первобытные религии верили, что Бог присутствует повсюду, проникнув во все аспекты творения.

Укорененность

Первобытные религии придавали особое значение месту в такой степени, какой не наблюдается в исторических религиях, даже в таких, как иудаизм, где придают значительное значение определенным святым местам или месторасположениям.

Это объяснимо — с точки зрения укорененности или специфичности. Там, где исторические религии, как правило, имеют абстрактные святые символы (например, христианский символ креста), первобытные религии придавали духовное значение частностям, а не абстракциям. Святость и место были неразделимы, потому что осязаемые, физические места наполняли существование святостью.

Мечтание

Один из наиболее ярких сохранившихся примеров первобытной религии существует у аборигенов Австралии. В то время как остальная часть земного шара вступила в эпоху неолита около 10 000 г. до н.э., положив начало сельскому хозяйству и каменным орудиям, Австралия этого не сделала. Таким образом, религиозные практики общин коренных народов на австралийском континенте дают нам относительно точную картину доисторической, первобытной религии.

Аборигены называют существование Сновидением; для них, хотя время и проходит в виде времен года и поколений, существует неизменный фон вечного присутствия. Для коренных народов, таких как арунта, не должно быть формального различия между религиозным поклонением и мирской жизнью. Скорее всего, будь то охота или приготовление пищи, празднование или траур, они осознают себя причастными к вечному фону Сновидения. Это наполняет жизнь религиозным и духовным смыслом; для арунта нет границы между религией и жизнью.

Первобытные религии: Власть

Возможно, больше, чем другие особенности, первобытные религии отличает от их исторических аналогов — устность. Слово «устность» описывает образ жизни, в котором нет письменных слов: нет литературы, нет Священных Писаний, нет письменной истории и нет кодифицированной системы верований или законов.

Поскольку современные люди обычно полагаются на сочетание грамотности и речи, трудно осознать значение устной речи для первобытных религий. Ведь исторические религии имеют свои священные тексты и устные традиции (в виде песен, зрелищ и т.п.). На первый взгляд, это лучшее из обоих миров: непревзойденная точность письменного слова, дополненная гибкостью речи.

Тем не менее, для первобытных религий именно исключительность устной традиции придавала ей священность. Все знания племени или народа передавались посредством разговоров, рассказываний историй, поэзии, песен и танцев. Поскольку вся их история, мифы и легенды содержались только в коллективном сознании племени, помнить и лелеять их было тем более важно. Исследования показали, что дописьменные народы имеют значительно более точную память, чем их современные грамотные собратья. Постоянный цикл повторения и вспоминания устности фундаментально структурировал то, как первобытные религии обращались со знаниями.

Грамотность также допускает явные значения, и поэтому религиозные тексты исторических религий (например, Библия и Коран) привели к исключению других форм божественного откровения. Для первобытных религий вовсе не было чем-то необычным видеть божественный смысл в горном ручье, проплывающем облаке или паутине; С другой стороны, для христианина утверждение, что снежинка столь же значима и свята, как Евангелие от Иоанна, было бы сочтено кощунственным.

Последней особенностью устной речи является то, каким образом устная традиция остается связанной с живым миром. По мере того, как писания и письменные комментарии к ним множатся, отдельному человеческому разуму становится трудно отличить сигнал от шума и жизненное от постороннего. Это не было проблемой для первобытных религий и их последователей; идеи, истории и знания, которые не были важны, просто не повторялись и вскоре терялись из памяти.

Первобытные религии: анимизм

По сути, анимизм — это комплекс взглядов и убеждений, не признающий какого-либо критического различия между живым и неодушевленным. Исторические религии приписывали людям и некоторым животным души. В племенных религиях дух пропитывал все, включая растения, неодушевленные предметы, такие как камни, места, такие как горы или реки, и даже абстрактные, нематериальные сущности, такие как песни или слова.

Хотя слово «анимизм» относится конкретно к изложенному выше верованию, следует помнить, что племенные религии не считали себя анимистами; это всего лишь описание, применяемое современными антропологами. Для коренных народов, которые думали таким образом, анимизм был просто логическим завершением недвойственного, укоренившегося мировоззрения первичной религии:

  • Индивидуум/Племя: Связующим звеном идентичности было племя, а не индивидуум; племя было похоже на тело, а его члены — на его органы.
  • Племя/Природа: Точно так же граница между племенем и местами его обитания была пористой и проницаемой; племенная идентичность была заложена в природе.
  • Человек/Животное: Разделение на человека и животное, не являющееся человеком, возникло сравнительно недавно; первобытные религии не придавали этому большого значения. Некоторые племена полностью отвергли это различие, применив практику, называемую тотемизмом. Тотемистические племена считали, что они связаны с определенным видом животных и что судьба племени неотделима от судьбы тотемного животного. Тотемные животные были не просто священными животными или авгурами; тотемные племена считали своих тотемных животных фундаментальной частью своей идентичности.
    — Валбири, аборигены Австралии, практикуют ритуальное общение с различными тотемными животными. Индейские народы оджибва и зуни также практикуют тотемизм.
  • Живое/Неживое: это дуализм, отвергаемый анимизмом, который утверждает, что все вещи пронизаны душой, духом или тем, что некоторые первобытные религии называют маной.

Доводы в пользу того, что анимизм является почти универсальной чертой первобытных религий, убедительны. Менее непоколебимым является антропологический консенсус относительно значения слова мана. Хотя иногда оно используется как синоним «души» или «духа», антропологи XIX и XX веков подхватили это слово и использовали его для разработки ошибочной теории универсальной религиозной эволюции. Для коренных гавайцев и полинезийцев мана была своего рода духовной силой, но этот термин вышел за рамки своего первоначального контекста.

Первобытные религии: шаманизм

Поскольку в первобытных религиях не было священных текстов или писаний, у них нет прямого аналога священникам, раввинам и имамам исторических религий. Религия была коллективной и податливой, а религиозные обязанности были разделены. Тем не менее, во многих (хотя и не во всех) первобытных обществах были люди, известные как шаманы. Считалось, что шаманы воспринимают духовный мир более непосредственно, чем остальные. Зачастую шаманы обретали исключительное духовное мастерство после исцеления от психической или физической травмы. Шаманы умели общаться с духами и использовали их силы для гадания и исцеления; они служили своим общинам прямым связующим звеном с духовным миром.

Краткие итоги урока

В течение почти трех миллионов лет до появления исторических религий, включая иудаизм, христианство, ислам, буддизм и индуизм, доисторические человеческие общества практиковали первобытную религию, также называемую первичной религией коренных народов или племенной религией. Эти религии происходят от латинского primus и называются первичными, потому что они появились раньше современной религии. В широком смысле первобытные религии избегали дуалистического мировоззрения исторических религий и принимали недуализм. Племенные религии были пантеистическими до такой степени, что верили, что все творение божественно. Религиозная практика была неявной и прочно привязанной ко времени и месту. Самый яркий пример этого религиозного мировоззрения можно увидеть в духовных практиках аборигенов коренных австралийцев, которые называют это сновидением.

Одним из наиболее важных аспектов первичной религии является ее устность, то есть исключительное использование устной традиции; в первобытных религиях не было священных писаний или текстов. Скорее, все знания передавались через разговоры, истории или песни и танцы. Большинство племенных религий были анимистическими, то есть они не признавали фундаментального различия между живым (людьми и животными) и неодушевленным (такими объектами, как камни). Они считали, что все сущее наполнено духом или душой, которую антропологи часто называют маной. Некоторые практиковали тотемизм – веру в то, что судьба племени связана с видом животных, не являющихся людьми. Во многих, но не во всех, первобытных религиях присутствовали шаманы; они обладали исключительной духовной интуицией и, как считалось, воспринимали духовный мир непосредственно, а не через знаки и символы. Они служили своим общинам проводниками или связующими звеньями с духовным миром, а также одаренными целителями и прорицателями.

Часто задаваемые вопросы

Где сейчас первобытные религии?

Первичная религия и ее последователи значительно уменьшились за последнее тысячелетие, отчасти из-за распространения грамотности, колониализма и прозелитизма. Тем не менее, первобытные концепции по-прежнему практикуются сегодня по всему миру, почти всегда в общинах коренных народов.

Верят ли первобытные религии в Бога?

Концепция Бога не является универсальной чертой первобытных религий; хотя некоторые признавали наличие нескольких божеств, а некоторые отдавали предпочтение Создателю, в целом первобытную религию лучше всего описать как пантеистическую, то есть они считали все творение божественным. (Пантеизм – это вера в то, что Бог есть все). Первобытные религии не пытались определить, что такое Бог, как это делают современные учения, признавая, что Бог по сути своей таинственен и непознаваем.

Что является примером первичной религии?

Один из лучших примеров первобытной религии можно найти в духовных практиках коренных австралийских аборигенов. Мировоззрение аборигенов называется Сновидением и иллюстрирует недвойственность первичной метафизики, включенность первичной духовности в место и время, а также то, как первобытная религия пропитывала все аспекты жизни в отличие от явной религиозной практики, отделенной от мирской жизни.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *