Истоки индуизма: долина реки Инд и культура Хараппы

Парадигмы религии

Индуизм, происходящий из древних культур Южной Азии, представляет собой религиозную веру, которой придерживается большинство людей на Индийском субконтиненте. Изучая истоки этой веры, большинству из нас придется изменить свои парадигмы относительно концепции религии в целом. Для многих из нас религия выглядит как семейный поход в церковь по воскресеньям. Говоря об индуизме, мы можем представить семьи, молящиеся в мечети, о женщине, молящейся Христу, или о пасторе, проповедующем Десять заповедей. Однако ни один из этих образов не применим к изучению индуистской веры.

Индуистские верования

В отличие от западных систем верований, например католицизме, индуизм не имеет конкретного основателя, предписанной богословской системы или даже определенного морального кодекса. Фактически, будучи политеистической религией или верящей в более чем одного бога, индуизм даже не претендует на звание единственного способа обеспечить гармоничную загробную жизнь. Напротив, даже их концепция мокши, освобождения из цикла жизни и смерти, не так уж четко определена и кажется чуждой западным концепциям рая и ада.

Хараппа и ведические периоды

Учитывая все это, обратимся к истокам веры. Культура Хараппы, широко известная, как цивилизация долины реки Инд, обитала на берегах этой реки примерно в 4000 году до нашей эры. Предполагается, что некоторые черты индуизма восходят к этой древней культуре.

Поскольку эта ранняя культура сталкивалась с вторжениями, вера культуры Хараппы развивалась и включала в себя веру захватчиков. Одно из самых больших влияний на хараппцев оказала группа индоевропейцев, также известных как арийцы, которые начали переселяться на Индийский субконтинент.

Неся с собой религиозную культуру, известную сегодня как Ведизм, вера арийцев слилась с культурой Хараппы, создав очень ранние индуистские традиции. Этот период в развитии часто называют Ведическим периодом.

Секты и Брахман

По мере того, как индуизм продолжал развиваться, секты начали поклоняться разным божествам, но все они по-прежнему оставались под общим термином индуизма. Таким образом, в первые несколько столетий после Иисуса Христа сформировалось множество различных сект индуизма. Каждая из этих сект претендовала на то или иное божество, как на свое. Одними из самых популярных были бог Сканда и богиня Шакти.

Хотя многие секты существуют и сегодня, центр индуизма находится в вере в Брахмана. При этом индуисты придерживаются концепции, согласно которой вся реальность объединена одной священной или божественной сущностью. Это священное, но довольно неопределенное божество, известное как Брахман, лежит в основе сегодняшнего индуизма.

Несмотря на свое довольно туманное начало и отсутствие строгой богословской системы, индуистская вера имеет большое влияние. Со всеми своими многочисленными последователями она превратилась в третью по величине религию нашего мира, доминируя в Индии и многих других регионах Южной Азии.

Краткие итоги урока

Хотя индуизм может находиться за пределами общей западной парадигмы веры, это третья по величине религия в мире. В отличие от распространенных религий Запада, она существует без конкретного основателя или даже предписанного морального кодекса.

Известная сегодня как очень толерантная концепция, ее следы можно найти в древней культуре Хараппы в долине реки Инд. Когда долина реки столкнулась с вторжениями, древняя культура Хараппы слилась с арийскими культурами Севера. Принеся с собой ведизм, арийская концепция соединилась с хараппскими верованиями, создав ведический период индуизма.

Хотя многие секты развивались на протяжении всей истории, сегодня в основе индуизма лежит вера в Брахмана, довольно расплывчатую, но все же божественную силу, которая поддерживает вселенную и человеческую реальность.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *