Эпос о Гильгамеше

«Эпос о Гильгамеше» — древняя шумерско-аккадская эпическая поэма об одноименном герое Гильгамеше. В этом эпосе Гильгамеш, царь города Урук, отправляется на поиски бессмертия после того, как он и Энкиду, его товарищ, совершают поступки, которые разгневали богов, что привело к смерти Энкиду. Несмотря на множество испытаний, Гильгамеш теряет возможность обрести физическое бессмертие; однако он становится бессмертным в памяти об Уруке и его стенах. Написанный клинописью на глиняных табличках «Эпос о Гильгамеше», является древнейшей из известных эпических поэм. Благодаря своему возрасту и распространению на древнем Ближнем Востоке, «Эпос о Гильгамеше» оказывал огромное влияние на эпическую поэзию.

Когда был написан «Эпос о Гильгамеше»?

Табличка XI из эпоса представляет собой пример клинописи, написанной на маленьких прямоугольных глиняных плашках.

Первые версии «Эпоса о Гильгамеше» были написаны около 2150 года до нашей эры. Большая часть того, что ученые знают о произведении, получена из археологических находок в районах, которые были первоначальными местами месопотамских (принадлежащих к территории между реками Тигр и Евфрат) городов, включая Иран и Ирак. Стандартная версия эпоса была открыта в 1849 году сэром Генри Остином Лейардом. В Ниневии, на севере Ирака, Лейард обнаружил библиотеку Ашшурбанипала (ассирийского царя VII века до нашей эры) и тысячи ее табличек. Среди них были почти полные издания «Эпоса о Гильгамеше». Как только археологи поняли клинопись, они собрали воедино фрагментированные части повествования.

Кто написал эпос о Гильгамеше?

Как именно был написан «Эпос о Гильгамеше», неясно, но ученые знают, кто в нем участвовал. Месопотамские традиции и клинописные подписи на табличках приписывают авторство эпоса Син-леке-уннини, писцу и священнику. Основная работа писца, работавшего под руководством королевской семьи в дворцовых библиотеках, заключалась в копировании и исправлении старых табличек или записи устно передаваемых сведений. Хотя писцам полагалось избегать изменения смысла своей работы, они часто делали это, намеренно или по ошибке, например, изменяя порядок табличек в серии. Из-за этого ученые не до конца уверены в том, в какой роли Син-леке-уннини участвовал в написании стандартной версии «Эпоса о Гильгамеше» и какие части были взяты из внешних источников. Тем не менее, стандартную версию можно отнести к Син-леке-уннини, культуре писцов и устному повествованию.

Краткое содержание эпоса о Гильгамеше

В начале эпоса Гильгамеш, полубожественный царь Урука, терроризирует свой народ. Никто не может остановить его, поскольку он частично божественен и был создан богиней-матерью Белит-или (Нинхурсаг). Боги услышали мольбы людей против него, и в ответ Аруру (Нинхурсаг) создал себе соперника Энкиду. Поначалу Энкиду нецивилизован; однако по просьбе охотника Гильгамеш посылает Шамхат, культовую проститутку, заняться сексом с Энкиду и цивилизовать его.

Как только Энкиду становится цивилизованным, Шамхат рассказывает о тирании Гильгамеша и его снах. Эти сны интерпретируются как означающие, что к Гильгамешу придет товарищ равного положения, и что Гильгамешу нужно найти Энкиду, чтобы подружиться с ним. Под руководством Шамхата, Энкиду отправляется в Урук, не дает Гильгамешу помешать свадьбе. Дальше они сражаются на улицах, никто их них не может победить, и они становятся друзьями.

Став товарищами, Гильгамеш и Энкиду разыскивают Хумбабу, огнедышащего стража Соснового леса, чтобы убить его и прославиться. Прежде чем они доберутся до монстра, Гильгамешу снятся два сна: один, в котором он побеждает Хумбабу, и другой, изображающий бедствие. Убив Хумбаба с благословения Нинсун (матери Гильгамеша) и Шамаша (бога Солнца), пара друзей срубает деревья и возвращается в Урук. Вернувшись в Урук, Иштар (богиня сексуального желания и войны) просит Гильгамеша заняться с ней сексом. Гильгамеш отклоняет просьбу богини, потому что знает, что каждый из ее возлюбленных умрет или столкнется с тяжкими последствиями.

Отказ Гильгамеша приводит Иштар в ярость, и она угрожает царю богов и ее отцу Ану воскрешением мертвых, если он не отдаст ей Небесного Быка. Затем Иштар выпускает Небесного Быка на Урук, в результате чего погибают сотни молодых людей. Энкиду встречает быка и убивает его с помощью Гильгамеша, предлагая его внутренности Шамашу, что еще больше приводит в ярость Иштар. Позже Энкиду снится совет богов, на котором решают, что его следует казнить за действия, совершенные им и Гильгамешем против Хумбаба и Небесного Быка. Мечта Энкиду в конечном итоге сбывается, и он умирает от изнуряющей болезни. Теперь Гильгамеш потерял своего единственного друга и равного, оплакивая смерть рядом со статуей Энкиду он отправляется в изгнание.

Блуждая, Гильгамеш размышляет о смерти Энкиду и осознает, что тоже смертен. Он намеревается найти Утнапишти, единственного бессмертного человека, чтобы выяснить, как самому стать бессмертным. Чтобы попасть в Утнапиштим, Гильгамеш сначала проходит сквозь слепящую тьму горы Машу и попадает в страну драгоценностей, где встречает Сидури, хозяйку пива. Сидури поручает Гильгамешу найти Ур-Шанаби, перевозчика, и, найдя Ур-Шанаби, в конце концов несет их лодку в Утнапиштим.

Чтобы показать, что человеческое бессмертие невозможно, Утнапиштим рассказывает о великом потопе, во время которого бог Эа поручил ему построить лодку для него и его жены, сделав их единственными, кто выжил после наводнения. Выпустив ворона, который так и не вернулся, высадив его лодку и принеся подношения богам, они даровали паре бессмертие. Это делает невозможным достижение статуса бессмертия для Гильгамеша или любого человека. Позже Утнапиштим рассказывает Гильгамешу, что есть растение, которое подарит ему омоложение. Гильгамеш находит это растение, но пока он купается, змея крадет его и сбрасывает кожу. Как только Гильгамеш и Ур-Шанаби возвращаются в Урук, Гильгамеш заставляет перевозчика восхищаться красотой и древностью его города, подчеркивая, что, хотя он и может умереть физически, Урук станет памятником наследию Гильгамеша.

Гильгамеш и Энкиду

В «Эпосе о Гильгамеше» есть несколько персонажей, но есть второстепенные, которые несут значительный смысл в основных темах произведения:

Отец Гильгамеша — Лугальбанда, в прошлом полубожественный царь, и Нинсун, богиня диких коров, что делает ее на одну треть человеком и на две трети божеством. Согласно спискам царей, найденным в археологических находках, он был историческим королем Урука. Поначалу Гильгамеш иллюстрирует крайности общества: сексуальное насилие, похоть, чрезмерное потакание чужим желаниям. Однако позже, он показывает, каким должен быть король и как он может стать бессмертным благодаря своим поступкам.
Энкиду поначалу выступает в качестве контраста для Гильгамеша, поскольку он является примером нецивилизованного человека: он не пьет алкоголь и не занимается сексом, а животные видят в нем одного из своих. Эту особенность Энкиду можно увидеть в аккадском искусстве, где ему приписаны, как бычьи, так и человеческие качества. Однако, когда он становится цивилизованным, Энкиду становится вторым «я» Гильгамеша.

Сила и дикость Энкиду

Сила и дикость Энкиду показаны на этой цилиндрической печати через его бычьи ноги, рога и длинные волосы.

В эпосе фигурируют многие боги, в том числе Иштар и Шамаш. На протяжении всего эпоса показано, как Гильгамеш и Энкиду радуют одних богов подношениями и злят других неуважением. Из-за этих действий боги всегда либо заступаются за героическую пару, либо мешают ей. Они часто собираются вместе как совет, обсуждая и решая судьбу людей, находящихся в их владениях.
Утнапиштим, также известный как Атрахасис, показывает недостижимость физического бессмертия и отражает ближневосточную традицию мифа о потопе, который уничтожает все человечество, кроме одной человеческой пары. В случае с «Эпосом о Гильгамеше» Утнапишти и его жена выжили.

Анализ эпоса о Гильгамеше

На протяжении всего эпоса Энкиду и Гильгамеш видят несколько снов, которые они интерпретируют друг для друга. Сны являются важным аспектом эпоса, потому что в повествовании и в реальности жители Урука верили, что яркие сны исходят от богов, как предзнаменования; это намеренно раскрытые судьбы, от которых смертные не могут избежать. Важность снов можно увидеть в табличке снов эпоса, где Гильгамеш, по рассказу Шамхата, рассказывает свои сны матери. У Гильгамеша есть два сна: Энкиду изображен как «небесная стрела Ану» и Гильгамеш будет любить небесную стрелу как жену. Эти сны позже воплощаются в жизнь благодаря интимным отношениям пары и показывают, что люди не могут избежать воли богов.

Воля богов, как говорил Утнапиштим, включает в себя жизнь и смерть. Когда боги создали людей, они ограничили их продолжительность жизни, чтобы ограничить их число. Единственный раз, когда кто-то стал по-настоящему бессмертным, был случай, когда Утнапишти и его жена пережили потоп. Итак, бессмертие — это то, чего невозможно достичь. Сохранение своего имени известным на протяжении всей истории было важно для королевской семьи Ближнего Востока, включая Урук, потому что родословная доказывала право на власть, особенно если эта родословная могла быть связана с божественной фигурой, такой как Гильгамеш или бог. Если бы король мог показать, что он произошел от божества, у него бы не было сопротивления со стороны людей его правлению. Важность культурного бессмертия по сравнению с физическим бессмертием пронизывает «Эпос о Гильгамеше».

Значение эпоса

Как упоминалось ранее, «Эпос о Гильгамеше» — древнейший известный эпос или поэма, содержащая рассказ о героях, богах и чудовищах. С момента своего зарождения история о полубожественном царе-воине, подобном Гильгамешу, распространилась по всему Ближнему Востоку и близлежащим регионам, включая Грецию. Его распространение повлияло на несколько известных текстов, включая еврейскую Библию и «Одиссею» Гомера. В Библии есть параллели между Бытием 6:9-9:17 (история о Ное и всемирном потопе) и потопом Утнапиштима. В обеих историях божество дает двум мужчинам конкретные указания построить лодку, послать птиц посмотреть, отступили ли воды, и, когда они приземляются, они приносят подношения богу, который их спас. Из-за более раннего возраста книги Бытия становится ясно, что рассказ о Ное появился после рассказа Утнапиштима и, следовательно, тот, который содержится в Эпосе о Гильгамеше, оказал непосредственное влияние на Библию.

В произведении Гомера влияние Гильгамеша можно увидеть в его «Одиссее». Хотя у двух героев разные цели, они должны путешествовать по неизведанной территории, побеждая сверхъестественных существ. Например, Одиссей ослепляет циклопа Полифема, сына Посейдона, греческого бога моря. Когда Одиссей ослепляет Полифема, Посейдон приходит в ярость и создает штормы, которые насылает на Одиссея и его команду. Это событие совпадает с убийством Хумбабы, потому что и Хумбаба, и Полифем — чудовищные существа, ценимые богами, и причинение им вреда означало не только неуважение к богам, но и наказание для вовлеченных в историю героев. Про Гомера можно рассуждать так же, как и в отношении еврейской Библии, потому что сочинение Гомера появилось намного позже Эпоса о Гильгамеше, и есть материальные свидетельства того, что Гильгамеша читали в греко-римском мире.

Краткое содержание урока

«Эпос о Гильгамеше» — древняя ближневосточная эпическая поэма о герое и полубожественном царе Урука Гильгамеше. Эпос был написан на глиняных табличках клинописью около 2150 г. до н. э. и составлен писцом Син-леке-уннини. В эпосе Гильгамеш ищет славы и физического бессмертия, в конечном итоге становясь бессмертным в культурном отношении. По пути происходит несколько ключевых событий, которые формируют характерные темы эпоса и его персонажей:

  • Поиски и воспитание дикаря Энкиду, как соперника и друга Гильгамеша.
  • Убийство Хумбаба, хранителя соснового леса.
  • Отказ Гильгамеша заняться сексом с Иштар, из-за того, что все ее любовники жестоко страдают.
  • Убийство Небесного Быка и последующая смерть Энкиду.
  • Путешествие Гильгамеша в Утнапиштим в поисках бессмертия.
  • Осознание Гильгамешом своего бессмертия в Уруке.

Эти события изображают Гильгамеша и Энкиду как контраст, подчеркивая, что значит быть цивилизованным. Боги часто собираются вместе, чтобы определить судьбу пары и, по сути, всех людей. Непоколебимая природа богов связывает воедино две центральные темы: мечты и бессмертие. В каком-то смысле Гильгамеш достигает настоящего культурного бессмертия, потому что его одноименный эпос оказал влияние на многие классические произведения, включая еврейскую Библию и «Одиссею» Гомера. В конечном итоге «Эпос о Гильгамеше» заложил основу для многих западных героических произведений.

Часто задаваемые вопросы

Почему «Эпос о Гильгамеше» так важен?

Эпос важен, потому что он служит образцом для других мифов и историй о поисках героев. Например, можно утверждать, что «Одиссея» Гомера находится под влиянием произведения, потому что Одиссей должен пройти несколько испытаний, подобных Гильгамешу, включая убийство монстров, борьбу с гневом и щедростью богов и путешествие по подземному миру.

Чему учит «Эпос о Гильгамеше»?

Он учит тому, что физическое бессмертие и долголетие недостижимы. Однако кто-то может жить вечно, если его помнят за его замечательные поступки и то, что он оставляет после себя в качестве своего наследия. Гильгамеш, например, был увековечен благодаря сохранению и пересказу самого эпоса.

О чем «Эпос о Гильгамеше»?

Он повествует о герое Гильгамеше, его спутнике Энкиду и стремлении героя обрести славу и бессмертие. По пути они встречают других героев и совершают несколько впечатляющих подвигов, которые разгневали богов.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *