Четыре стадии жизни в индуизме | Обзор и значение

Четыре стадии жизни в индуизме: определение системы ашрамов

Индуизм — это политеистическая религия, то есть те, кто следует ей, верят и поклоняются более чем одному богу или богине. Это, безусловно, самая старая религия в мире, насчитывающая более 4000 лет. Индуистские верования сложны из-за того, что они политеистичны и развивались на протяжении многих лет. Эти верования следуют Ведам, священным книгам индуизма. Они также верят в Карму, универсальный закон причины и следствия, и в реинкарнацию, которую также называют Самсарой. Еще одним важным принципом индуизма является индуистский образ жизни, или жизненный цикл ашрама. В индуизме есть четыре стадии жизни, через которые в идеале должен пройти индуист:

  • Ученик (брахмачари)
  • Домохозяин (грихастха)
  • Отшельник (ванапрастха)
  • Отрекшийся (саньясин)

Первоначально Ашрам был доступен только для мужчин, поскольку женщинам традиционно было поручено поддерживать мужчин на этих этапах. Однако, в наше время, к участию в ашраме приглашаются и женщины.

Ученик (брахмачари)

Первая ступень индуистских стадий жизни, или ашрамов, — это ученик, которого также называют брахмачари. Слово «брахмачари» фактически сводится к занятию собой и своим абсолютным сознанием. Это также относится к богу «Брахма , который является Богом творения. Цель этого этапа – познать себя со стороны других. Ожидается, что те, кто находится в этом цикле, будут практиковать целомудрие и проводить большую часть своего времени за изучением Вед, поскольку это образовательная часть цикла. Часто ученик работает в паре с гуру, который помогает в учебе, а также развивает индивидуальные отношения с Брахмой внутри гурукулы, которая является домом гуру. Цель этого этапа, который обычно длится от рождения до двадцати пяти лет, — заложить основу для пути к духовному освобождению. Когда молодой индус начинает задумываться о браке и создании семьи, он приближается к концу ученического цикла.

Это изображение индуистского бога Брахмы.

Индуистский бог Брахма

Домохозяин (грихастха)

Индуистское слово, обозначающее эту стадию, — грихастха, что буквально на санскрите означает «занятость семьей и домашними делами». Этот период посвящен сохранению здорового брака и созданию семьи. Чтобы войти в этот этап, нужно принять участие в традиционной индуистской свадьбе, которая является священной церемонией. Это также этап, на котором человек становится активной частью общества. Этап закладывает заботу о пожилых членах семьи, которые находятся дальше в ашраме. Грихастха также тесно связан с Пурушартхой, или стремлением к высшей цели жизни, которая разделена на четыре части. Это Дхарма (мораль, благочестивые обязанности), Артха (богатство), Кама (любовь, отношения) и Мокша (освобождение, трансцендентность). На стадии домохозяина человек наиболее ревностно следует первым трем добродетелям, тогда как четвертая отводится для последнего цикла. Это также социологически самый важный этап, поскольку именно на нем человек больше всего заинтересован в экономических и социальных занятиях.

Отшельник (ванапрастха)

Стадия отшельника на индуистских этапах жизни, также называемая ванапрастхой, представляет собой переход от семейной жизни к более консультативной, духовной роли. Ванапрастха на санскрите означает «путь леса» и характеризуется уходом от общества и сосредоточением внимания на общественных работах, духовной связи и медитации. Этот период обычно длится примерно с 50 до 75 лет. Часто человек на этом этапе становится более изолированным и будет участвовать только в качестве советника или учителя для тех, кто находится на первых двух жизненных этапах. Этот период посвящен подготовке к концу жизни и отказу от материальных благ, или саньясину. В целом, основная цель этого этапа — развитие более глубокой духовной связи.

Отрекшийся (саньясин)

Последней стадией индуистской жизни является саньясин, который происходит, когда человек приближается к концу своего существования. Этот период отмечен отказом и отключением от всех материальных благ и мирских отношений, когда человек готовится к мокше, или полному преодолению и освобождению от цикла перерождений. Санньясин переводится с санскрита как «очищение от всего», что, по сути, и представляет собой заключительный этап. Обычно человек, находящийся в санньясине, живет очень простой жизнью, часто кочуя с места на место. Нет никаких формальных требований, кроме того, что нужно постоянно стремиться и концентрироваться на достижении мокши.

Это фотография индуистского храма.

Ворота Индии.

Значение индуистского жизненного цикла

Индуистский жизненный цикл, или ашрам, является одним из основных аспектов дхармы, или индуистской праведности и спиритуализма. Целью индуистских жизненных циклов является достижение полного счастья, самореализации и, в конечном итоге, духовного освобождения. Это важно, потому что, согласно индуистской и индийской традиции, это единственный способ достичь Мокши, то есть свободы от цикла смерти и возрождения. Ашрамы также являются важным аспектом для понимания психологии коренных народов, образа жизни и целей древних и современных индийских народов. Его также до сих пор считают архетипом идеальной модели продолжительности существования.

Краткие итоги урока

Индуистский жизненный цикл, или ашрам, — это путь к достижению полного счастья и удовлетворения жизнью и, в конечном итоге, к освобождению от цикла жизни и смерти, называемого Мокша. Ашрамы состоят из четырех стадий: ученик, домохозяин, отшельник и, наконец, саньясин.

Ученик, или брахмачари, — это первая ступень ашрамов. Этот период отмечен стремлением к самопознанию и образованию. Люди проводят все свое время, изучая Веды под руководством гуру и исследуя свое собственное абсолютное сознание. Когда молодой индус начинает думать о браке и семье, его студенческая жизнь приближается к концу.

Следующий этап— домохозяин, или грихастха, который начинается с традиционной индуистской свадьбы. Основная задача этого этапа — сосредоточиться на семейной жизни и позаботиться о своей семье. Его часто сравнивают с американским «поколением сэндвичей», то есть поколением американцев, которые одновременно заботятся и о своих детях, и о родителях. Когда семейная жизнь человека начинает остывать, человек вступает в стадию жизни отшельника.

Основная цель стадии отшельника, или ванапрастхи, — развитие более глубокой духовной жизни. Этот период также характеризуется уходом от общества и принятием на себя более консультативной роли.

Заключительный этап жизни — саньясин, не имеющий каких-либо строгих правил, но ориентированный на мокшу, то есть свободу от смерти и цикла перерождений. Ашрамы важны, потому что они играют важную роль в понимании психологии коренных народов, а также древнего и современного индийского образа жизни. Это также до сих пор считается архетипической моделью продолжительности жизни.

Часто задаваемые вопросы

Каков жизненный цикл индусов?

Индуистский жизненный цикл, также называемый ашрамами, представляет собой идеальный цикл, ведущий к счастью, самореализации и, в конечном итоге, освобождению от цикла перерождений. В этом цикле есть четыре стадии.

Каковы четыре фазы жизни в индуизме?

Жизненный цикл индуистов состоит из четырех стадий. Это студент, домохозяин, отшельник и саньясин.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *