Богиня-мать и религия

Доисторическая религия

На самом деле мы очень мало знаем о доисторической религии. Это неудивительно. Представьте себя в церкви. Включите воображение и уберите все, чего не было у древнего человека: скамьи, витражи, а здания не было вовсе. Все, что у вас осталось, — это алтарь, религиозные символы и священные сосуды, и все это довольно примитивного дизайна. Давайте разведем огонь для освещения и приготовления пищи…. Добро пожаловать в доисторическую религию.

Богини-матери

Произведения искусства доисторических людей свидетельствуют о том, что они поклонялись богиням

Проблема в том, что трудно отличить доисторическое святое место от доисторического дома. Даже если бы древние люди сделали все, что могли, чтобы украсить святое место, через 30 000 лет оно в конечном итоге выглядело бы вот так…

Несколько костей животных, пара ножей, брусок… Это может быть мастерская по заточке лезвий или место для разделки животных. Ах, но посмотрите сюда. Что это? Фигура похоже на женскую, у нее раздутый живот, возможно, это беременная женщина? Она сделана из камня, так что она, должно быть, важная персона. Может быть, она богиня… богиня-мать. Возможно, она даже олицетворяет саму Землю, мать всего сущего. Все это может показаться очень незначительным, но на самом деле это все, с чем приходится работать археологам.

Богиня-мать

Конечно, доисторические люди создавали и другие произведения искусства. Например очень красивые наскальные рисунки и другие резные фигурки. Однако, почти все остальные образцы древнего искусства изображают животных, в основном тех самых, на которых наши предки охотились всю свою жизнь. Хотя эти изображения и статуэтки могут иметь определенное религиозное значение, было бы невозможно определить природу такого поклонения животным, помимо их очевидной важности как источника пищи и, следовательно, поддержания жизни. О, если бы эти люди умели писать.

Тем не менее, эти фигурки Богини-Матери появляются повсюду. Мы видим Венеру Холе Фелс. Вероятно, самый старый образец скульптуры, она была сделана 40 000 лет назад и найдена недалеко от Шельклингена, Германия. Это ее внучка, Венера Дольни-Вестонице. Она была высечена около 30 000 лет назад в Моравской котловине на территории нынешней Чехии. А это ее внучка, Венера Виллендорфская. Она была вырезана 6000 лет спустя недалеко от современного города Виллендорф в Австрии.

Археологи нашли сотни фигурок Богини-Матери по всему миру.

Археологи нашли сотни фигурок Богини-Матери по всему миру.

Археологи обнаружили сотни таких фигурок по всему миру. Хотя стиль и техника могут меняться, все эти фигуры сохраняют свою женственность. Одна их них была найдена в Чатал-Хююке, одном из старейших городов, которые обнаружил человек, датируемом примерно 7500 годом до нашей эры. Цепь островов Эгейского моря, называемых Кикладами, сохраняла практику создания фигурок Богини-Матери даже в третьем тысячелетии до нашей эры. Они известны своим уникальным взглядом на эту фигуру. Конечно, к тому времени жители Клиад создавали и другие фигурки — людей, животных и даже музыкантов, — но фигурки Матери-Богини по-прежнему преобладают в искусстве.

Богини-матери Средиземноморья

Некоторые полагают, что поклонение Богине-Матери достигло своего апогея в минойской цивилизации. Эта цивилизация возникла на Крите примерно в 27 веке до нашей эры и процветала до своего разрушения примерно в 17 веке до нашей эры в результате взрыва Теры (современный Санторини), небольшого острова с большим вулканом менее чем в 200 км к северу от Крита.

Где-то по пути Богини-Матери стали ассоциироваться со змеями. Змеи живут на Земле; Богини-матери представляют Землю – это имеет смысл. Минойцы, видимо, тоже подумали, что это имеет смысл, и создали своих Богинь-Матерей с множеством змей, как вы можете видеть на примере ниже.

Есть некоторые свидетельства того, что минойская религия стала популярной и включила в себя и мужских божеств, однако фигурки Богини-Матери намного превосходят по численности своих коллег-мужчин. Мужские божества обычно изображаются, как менее важные «принцы-супруги» Великой Богини и встречаются реже.

За исключением быка, женщины являются преобладающим предметом минойского искусства.

За исключением быка, женщины являются преобладающим предметом минойского искусства.

Мужские фигуры

Действительно, женщина преобладает во всем минойском искусстве: в их фресках, скульптурах и даже в керамике. Однако есть одна несомненно мужская фигура, которая неоднократно появляется в минойском искусстве — это бык. Тем не менее, стоит отметить, что изображения быков почти всегда встречаются рядом с изображениями церемониального топора, или лабриса, предположительно используемого для лишения жизни вышеуказанного быка.

Сэр Артур Эван предположил, что минойцы были матриархальным обществом, в котором власть мужской силы (быка) ограничивалась и сокращалась на благо общества женской силой. Мы можем видеть это на знаменитой фреске «Прыгающий бык», где Быка удерживают две женщины. По периметру границы повторяющийся узор из перекрывающихся лезвий топора. Под контролем женщины бык может жить, бороться, работать и развлекаться, но за пределами этого ограничения его ждет топор.

Конечно, Эванс и другие последователи его теорий черпают многие из своих интерпретаций из рассказов и мифов более поздних патриархальных обществ. Их точки зрения, скорее всего, несут в себе собственные предубеждения и для них большая часть поклонения Матери-Богине была такой же загадкой, как и для нас сейчас.

Дальнейшая эволюция

Католическая церковь изменила склонность поклоняться Богине-Матери Деве Марии.

Католическая церковь изменила склонность поклоняться Богине-Матери Деве Марии.

Таким образом, на протяжении десятков тысяч лет Богини-Матери, похоже, доминировали в доисторической религии. Даже когда боги-мужчины обрели свое первенство, Богиня-Мать никогда по-настоящему не исчезала. Мы можем видеть ее в Нинсун месопотамской мифологии, в Астарте Сирийской, в египетской Хатор, в греческой Гее. Даже католическая церковь не могла положить конец поклонению Матери-Богине. Лучшее, что они могли сделать, — это попытаться перенаправить этот религиозный пыл на Святую Мать Марию.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *