Боги домашнего очага: первобытные римские религиозные практики

Ранний Рим

Религия раннего Рима была сосредоточена на хранении домашнего очага и делах. Древние люди боролись за выживание, поэтому их религия отражала эти ценности. При этом они полагались на своих богов, которые помогают им во всех делах. Они верили, что их бог Телл удобрял почву, в то время как Помона помогала плодам созревать. Церера контролировала рост зерновых культур, а Флора наполняла поля цветами.

Нумина

Для римлянина, в те далекие времена, мир был наполнен сверхъестественными силами, известными как нумина. Эти нумины использовались богами, чтобы манипулировать, благословлять, или даже проклинать человеческую жизнь. По мере развития римского государства, образовались ранние верования — Религия Нумы. Двумя наиболее важными богами раннего Рима, владеющими нуминами, были Янус, защитник порога, и Веста, богиня домашнего очага.

Янус и Веста

Давайте сначала взглянем на Януса, бога дверей и проходов, также известным, как бог начала. С его именем связано происхождение месяца январь. Янус высоко ценился в раннем Риме. Разгневанный Янус может сулить очень плохие вещи для семьи. Его сила была настолько велика, что мужчина дома должен был поддерживать с Янусом очень хорошие отношения.

Это было правильно, поскольку мужчины считались священниками в своих домах. Считалось даже, что в мужчинах обитает их собственная духовная сила. Приняв облик змеи, эта сущность мужественности по иронии судьбы была известна как Гений.

Женский дух был известен как Юнона, и пока мужчины заигрывали с Янусом, женщины были более связанными с Вестой, богиней домашнего очага.

Поскольку очаг был центром дома, а ответственность за дом несли женщины, легко понять, почему Весте придали женский облик. Она была настолько важна, что римлянки предлагали ей в жертву часть пищи от каждого приема. Это обязательно делалось перед приемом пищи.

Помимо почитания Януса и Весты, ранние римляне отдавали дань уважения Ларам и Пенатам дома.

Лары и пенаты

Лары считались духами предков семьи. Эти духи, были представлены маленькими фигурками, которым в доме отводилось особое, почетное место.

Подобно тому, как сегодняшние семейные реликвии хранятся с осторожностью, фигурки Лары стояли в священном шкафу или специальном месте, и им ежедневно молились. В особых случаях, во время свадеб и дней рождений, лары удостаивались более интересных ритуалов и пиршеств.

Тесно связанными с ларами дома были пенаты. Они тоже были представлены фигурками и находились в доме. Однако, в отличие от ларов, даже древние не знали, как пенаты появились. Пенаты как бы руководили повседневными функциями дома и защищали кладовую.

По мере развития римского государства оно коллективно претендовало на свои собственные пенаты, известные как Penates Publici. При таком стремительном развитии важность дома для богослужений для римлян оставалась огромной частью жизни.

Краткие итоги урока

Религия раннего Рима и его народа начиналась с дома. Поскольку большая часть жизни была посвящена домашнему очагу, защите и воспитанию детей, их религиозные божества были связаны с домашними делами. Считалось, что люди окружены сверхъестественными силами, известными как нумина, и отдавали дань уважения богам, которые могли манипулировать этими силами.

Когда дело доходило до защиты от внешних сил, центральное место занимал Янус, бог дверей и проходов. Он был настолько важен, что хозяева дома изо всех сил старались задобрить его. Разгневанный Янус мог обернуться катастрофой для семьи. Помимо потребности доставить удовольствие Янусу, считалось, что в мужчинах заключена мистическая мужская сила, известная как Гений.

Точно так же женщины были наделены женской силой, известной как Юнона. Это укрепляло их связь с Вестой, богиней домашнего очага. Именно этой богине женщины ежедневно приносили в жертву порцию от каждого приема пищи.

Ранние римляне также отдавали большое почтение ларам и пенатам своей веры. Ларов, которых считали духами предков, изображали в виде небольших фигурок и хранили в специальном шкафу. Как и лары, пенаты также изображались в виде фигурок.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *