Социальный подход в психологии | Перспективы и примеры

Социальный подход в психологии

Область социальной психологии можно проследить, по крайней мере, до основополагающей работы «Введение в социальную психологию», опубликованной британским психологом Уильямом Макдугаллом в 1908 году. Ее можно определить как исследование влияния общества на действия человека, поведение, чувства и мысли. Курт Левин был немецко-американским психологом, которого часто называли отцом социальной психологии. Три основные темы социального подхода к психологии:

Кроме того, общие обсуждаемые темы, имеющие отношение к социально-психологической перспективе, включают:

  • Агрессию
  • Дискриминацию
  • Групповое поведение
  • Межличностные отношения
  • Предрассудки
  • Насилие

Социальная психология отличается от других отраслей психологии. Ее особенно интересуют последствия того, как на человека влияют взаимодействия с людьми. Это отличается от бихевиористов, которые изучают, как на человека влияют награды и наказания, гуманистов, которые изучают, как люди полностью реализуют свой потенциал, и психоаналитиков, которые изучают прошлые события человека вместе с компонентами его личности, чтобы оправдать его поведение.

Перспективы

Социальную психологию можно разделить на четыре основные категории:

  • Социокультурный. Включает индивидуальное обучение, основанное на принятых стандартах и ​​этике собственного общества.
  • Эволюционный. Этот подход включает в себя концепции биологических процессов, генетики, наследственности и передачи генов, объясняющие поведение человека.
  • Социальное обучение. Подход предполагает, что человек учится у родителей вместе с другими членами семьи, одноклассниками, членами сообщества и влиятельными лицами в СМИ.
  • Социально-когнитивный. Эта точка зрения влечет за собой обработку информации и включает в себя мнение человека о достоинстве поведения других.

Социокультурная перспектива

Социокультурная перспектива предполагает, что развитие познания или мыслительного процесса человека во многом обусловлено его культурным окружением. В частности, его поведение регулируется взаимодействием человека с другими людьми, а также изучением конкретных принятых социальных правил и норм посредством этих взаимодействий.

Например, Леша оставляет свой велосипед вместе с рюкзаком на обочине, а сам бежит в круглосуточный магазин «пятерочка», чтобы взять напиток и шаурму, приготовленные в микроволновой печи, перед уроком по аномальной психологии. Он расстроен, когда возвращается и видит, как однокурсник уезжает на велосипеде с его рюкзаком. Леше нужно пойти и получить новые водительские права, паспорт и студенческий билет.

Однако, когда учебный год заканчивается, Леша отправляется с группой из университета в поездку в Японию и с удивлением обнаруживает, что японцы часто изо всех сил стараются вернуть водительские права или студенческое удостоверение, которые кто-то уронил на улице.

Это пример социокультурной точки зрения. По тем или иным причинам, жители Японии считают воровство более неприятным явлением, чем многие жители России. Однако это правило не всегда применимо. Некоторые люди в Японии крадут велосипеды, в то время как некоторые люди в России честны.

Лев Выготский — советский психолог, разработавший социокультурную теорию. Она подчеркивала:

  • Совместное обучение
  • Обучение под руководством гида
  • Имитация

По мнению Выготского, Зона ближайшего развития (ЗБР) существует практически у всех детей и представляет собой «пропасть» между:

  • Все, что ребенок понимает и знает
  • Вещи, которые ребенок еще не понимает или не знает

Кроме того, каждый ребенок уникален и имеет разный уровень развития, особые навыки решения проблем и неизвестный неиспользованный потенциал.

Лев Выготский

Лев Выготский был выдающимся социальным психологом.

Эволюционная перспектива

Эволюционная перспектива использует некоторые теории, поддерживаемые Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом, а также другими учеными. Она имеет дело с биологическими процессами, генетикой и инстинктами выживания человека на этой планете. Идея связи различного человеческого поведения с этими биотическими процессами, развивавшимися в течение длительных периодов времени, является характерной чертой эволюционной точки зрения.

Например, Михаил находится в отпуске во Флориде и решает, что он должен совершить одну из тех крутых поездок на воздушном катере по Эверглейдс, на закате. Однако, в сгущающихся тенях он замечает большого аллигатора, скрывающегося возле аэролодки. С точки зрения эволюции, сердцебиение Михаила учащается, и он потеет, потому что люди инстинктивно научились бояться смертоносных плотоядных рептилий, которые хотят съесть его на вкусный ужин.

Перспектива социального обучения

Социальное обучение предполагает, что поведение человека развивается путем наблюдения и подражания другим. Слово «мимика» относится к одному человеку, имитирующему действия или слова другого человека.

Примером социального обучения является ребенок, имитирующий ненадлежащее поведение одного из родителей. Чарли — пятилетний мальчик, который произносит неуместное ругательство после того, как услышал то же самое слово из уст своего отца в присутствии ребенка. Давайте изучим второй пример. Альберт Бандура был известным канадско-американским психологом, который в 1960-х годах разработал свою теорию социального обучения (SLT), которая в конечном итоге превратилась в его теорию социального познания (SCT). Его шокирующие эксперименты с куклами Бобо показали не только то, как дети подражают действиям взрослых, но и насколько агрессивными могут быть дети. Кукла бобо — это разновидность надувного пластикового клоуна, который при ударе выглядит так, будто вот-вот упадет на землю, но тут же возвращается в исходное положение (неваляшка).

Это новаторское исследование было в центре дискуссии о том, влияет ли на детей насилие, которое они видят по телевидению, в фильмах и видеоиграх. Сноска: профессор Бандура скончался в возрасте 95 лет в 2021 году.

Социально-когнитивная перспектива

Социально — когнитивная перспектива похожа на перспективу обучения в том, что существует подражание. В этот процесс вовлечено больше мыслительных процессов и рационализации или оправдания поведения. Ребенок может посмотреть фильм со своими родителями и увидеть, как хорошие парни действуют агрессивно, что может заставить ребенка решить, что насилие иногда является приемлемым поведением.

Например, Саше десять лет, и его отец любит брать его по выходным в местный кинотеатр смотреть классические фильмы с Джоном Уэйном. Саша замечает, что, когда Джон Уэйн имеет дело с «плохим парнем», он часто бьет его прямо по носу. Однажды Саша был в школе, и хулиган приставал к одной из девочек на качелях, поэтому Саша ударил ребенка кулаком прямо по носу. Когда его отец приезжает, чтобы забрать Сашу из школы и встретиться с директором, Саша объясняет, что видел, как это делал Джон Уэйн, поэтому решил, что он тоже может это сделать.

Краткие итоги урока

Дисциплину социальной психологии можно проследить до начала 20 века, а Курта Левина называли отцом науки благодаря его работам в этой области. Тремя основными изучаемыми темами являются, социальное поведение, влияние и мышление. Шесть тем, изучаемых в социальной психологии, — это агрессия, дискриминация, групповое поведение, межличностные отношения, предрассудки и насилие. Четыре основные точки зрения социальной психологии — это социокультурная, эволюционная, социальное обучение и социально-когнитивная.

Лев Выготский, влиятельный советский психолог, разработал собственную теорию социального обучения. Социокультурная перспектива включает в себя то, как окружающая среда человека вместе с принятыми культурными правилами влияет на его поведение. Это может включать в себя обучение ребенка отправлять благодарственное письмо за подарок. Эволюционная перспектива исследует, как генетика и биологические процессы влияют на поведение человека. С точки зрения обучения исследуется, как человек имитирует поведение других, например, когда ребенок использует ругательство после того, как услышал, как взрослый использовал ругательство ранее. Социально -когнитивная перспектива также включает имитацию поведения, но также включает в себя рационализацию человеком своих действий. Примером может служить ребенок, использующий кулачный бой после того, как увидел, что человек, который должен быть хорошим парнем, использует кулаки на киноэкране.

Часто задаваемые вопросы

Каковы 3 характеристики социального подхода?

Это социальные поведение, влияние и мышление. Области не являются полностью независимыми, но несколько пересекаются друг с другом.

Какова социальная перспектива в психологии?

Она предполагает, что человек изучает правила наряду с принятыми в обществе нормами посредством взаимодействия с другими людьми. Это обучение происходит как через подражание другим, так и через процессы биологического выживания.

Каковы положения социального подхода в психологии?

Одно из предположений социального подхода в психологии состоит в том, что другие люди влияют на мысли и поведение человека. Второе предположение заключается в том, что окружающая среда также оказывает влияние.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *