Эксперимент Джейн Эллиот «Карие глаза и голубые глаза»

Кто такая Джейн Эллиот?

Джейн Эллиотт родилась на ферме в 1933 году недалеко от небольшого городка Райсвилл, штат Айова. После окончания средней школы в 1952 году она поступила в педагогический колледж штата Айова, где после пяти четвертей получила сертификат преподавателя начальной школы. Получив сертификат, Эллиотт начала преподавать в Рэндалле.

Эллиотт вышла замуж за Даральда Эллиотта и на несколько лет оставила преподавание, чтобы воспитывать детей. Пара некоторое время жила в Ватерлоо, штат Айова, прежде чем вернуться в Райсвилл. В 1963 году Эллиотт начала преподавать в третьем классе своего родного города.

Будучи учителем, Эллиотт уделяла особое внимание тому, чтобы помочь детям с дислексией научиться читать. Эллиотт наиболее известна благодаря эксперименту «Карие и голубые глаза», который она впервые провела в третьем классе в 1968 году, чтобы рассказать своим ученикам о дискриминации.

После нескольких лет преподавания в третьем классе Эллиотт перешла к обучению коррекционному чтению учащихся младших классов средней школы. Она преподавала до 1984 года, когда вышла на пенсию и сосредоточилась на проведении обучающих семинаров по многообразию.

На этих семинарах Эллиотт рассказывает о социальных конструкциях расы, о разделении людей, и о том, как привилегии белых помогают продвигать расизм.

Эксперимент с голубыми и карими глазами

В четверг, 4 апреля 1968 года, Мартин Лютер Кинг-младший был убит в Мемфисе, штат Теннесси. В пятницу, 5 апреля 1968 года, в Райсвилле, штат Айова, ученик третьего класса вошел в класс Эллиот и спросил ее, почему был убит Кинг. Эллиотт использовала вопрос этого студента, как обучающий момент.

Кареглазые против голубоглазых детей

Эллиотт разработала упражнение, чтобы помочь своим белым ученикам понять, что такое расовая дискриминация. Она разделила своих учеников на две группы — кареглазых и голубоглазых. Затем она присвоила каждой группе атрибуты в зависимости от цвета глаз. Она рассказала классу, что кареглазые ученики умнее, милее и чище, чем их голубоглазые одноклассники. Эллиот разрешила кареглазым детям первыми пойти на обед и предоставила им более длительную перемену. Кареглазым разрешалось пить воду из фонтанчика, а голубоглазым студентам приходилось набирать воду из чашки.

Результаты эксперимента Джейн Эллиотт

В первом упражнении кареглазым ученикам разрешалось пить воду из фонтанчика, а голубоглазым приходилось пользоваться чашками.

Эффект от упражнения был сразу же заметен, поскольку дети начали усваивать, принимать и разыгрывать назначенные им роли. Кареглазые ученики дискриминировали своих одноклассников и отказывались играть с голубоглазыми на детской площадке.

Эксперимент имел и академический эффект. Кареглазые ученики, у которых часто были проблемы в учебе, стали лучше учиться, в то время как голубоглазые, которые часто хорошо учились, начали допускать ошибки в учебе. Застенчивые кареглазые ребята  стали более уверенными и разговорчивыми, а общительные голубоглазые стали тише.

На следующий день Эллиотт поменяла их ролями. Она дала голубоглазым ученикам право быть чище и умнее, а кареглазых определила, как более грязных и менее умных. Эллиотт снова обнаружила, что дети быстро адаптировались к своим новым ролям. Голубоглазые, которые были маргинализированы в первый день эксперимента, быстро восстали против своих кареглазых одноклассников. Кроме того, голубоглазые ученики справились с уроками лучше, чем их одноклассники.

Долгосрочное влияние эксперимента «Голубые глаза против карих глаз»

Эксперимент Эллиотта оказала влияние на психологию и образование. После первого эксперимента Эллиотт попросила своих учеников написать о том, что они узнали. Их эссе были собраны и опубликованы в журнале Riceville Recorder. Эту историю подхватило агентство Associated Press, и Джонни Карсон пригласил Эллиот появиться на «Вечернем шоу».

Упражнение «карие глаза против голубых» повторялось в различных условиях, и после ухода с преподавательской деятельности Эллиотт начала вторую карьеру, проводя первые обучающие семинары по многообразию в США.

Эти эксперименты также оказали длительное влияние на область социальной психологии — раздела психологии, изучающего влияние социальных влияний на то, как люди думают и действуют. Выводы Эллиотт о том, что учащиеся из маргинализированной группы, как правило, хуже справляются с школьными заданиями, положили начало разговорам на тему угрозы стереотипов. Угроза стереотипа — это концепция, согласно которой человек может испытывать тревогу или стресс, когда боится подтверждения негативного стереотипа о своей группе.

Работа Эллиот также повлияла на прикладную социальную психологию или использование психологических принципов для улучшения общества. Попытка Эллиотт помочь людям лучше понять причины и последствия расовой дискриминации является важным примером прикладной социальной психологии.

Краткие итоги урока

В 1968 году учительница третьего класса Джейн Эллиотт провела эксперимент «Карие глаза против голубых», чтобы помочь своим ученикам лучше понять, что такое дискриминация. Она разделила своих учеников по цвету глаз, сказав классу, что кареглазые ученики милее, чище и умнее, чем их голубоглазые одноклассники. Кареглазым также были предоставлены такие привилегии, как более длительная перемена и доступ к питьевому фонтанчику. Студенты быстро усвоили назначенные им роли. Кареглазые ученики снисходительно относились к голубоглазым и отказывались с ними играть на переменах. Кареглазые ученики в тот день работали лучше, а голубоглазые — хуже. Эллиотт проводила эти эксперименты с новыми классами в течение нескольких лет.

Уйдя с преподавания, Эллиотт использовала то, что она узнала в результате этих экспериментов, для проведения первых в США обучающих семинаров по многообразию, на которых она рассказывала о социальных конструкциях расы. Ее работа также повлияла на образование и социальную психологию, вызвав дискуссию вокруг угрозы стереотипов . Работа Эллиотт также повлияла на прикладную социальную психологию. Эта отрасль психологии использует психологические принципы для улучшения общества.

Часто задаваемые вопросы

Какова была цель эксперимента по разделению классов?

Цель заключалась в том, чтобы помочь полностью белым ученикам лучше понять, что чувствовала дискриминация после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего.

Каковы были результаты эксперимента?

Эллиотт заметила, что ее ученики быстро усвоили назначенные им роли. Учащиеся «привилегированной» группы снисходительно относились к своим одноклассникам, тогда как ученики «маргинальной» группы стали более замкнутыми и часто хуже справлялись с школьными заданиями за время эксперимента.

Кто проводил эксперимент «Карие глаза, голубые глаза»?

Учительница третьего класса Джейн Эллиотт впервые провела эксперимент «Карие глаза, голубые глаза» со своими учениками в 1968 году. В течение нескольких лет она повторяла эксперимент с новыми классами.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Сергей Сладков
Сергей Сладков
Инженер, преподаватель географии и истории. Изучаю взаимосвязи между географическим окружением и историческими событиями, а также влияние географии и антропологии на формирование культурных и социальных общностей.
Сергей Сладков опубликовал статей: 22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *