Эксперимент Бандуры с куклой Бобо | Резюме и социальное обучение

Эксперимент с куклой Бобо

Альберт Бандура был канадско-американским социальным психологом, получившим известность благодаря серии экспериментов, известных, как эксперименты с куклой Бобо. Бандура работал профессором в Стэнфордском университете, где исследовал социальное обучение как важный фактор, влияющий на поведенческие результаты. Он провел серию экспериментов в 1961, 1963 и 1965 годах. Каждый последующий эксперимент планировался с использованием различных переменных, которые составляли концепции его теории социального обучения. Социальное обучение, также известное как обучение через наблюдение, можно определить как поведение, которое позднее перенимают внимательные наблюдатели за определенной деятельностью. Это относится к процессу обучения путем наблюдения за социальным поведением других. Главным интересом ученого была агрессия.

Фотография Альберта Бандуры

Альберт Бандура

Точно так же, как преступность и насилие сегодня являются социальной проблемой, агрессия и война имели психологическое и социальное значение в 1960-е годы. На фоне войны во Вьетнаме по телевидению увеличилось количество случаев насилия, что вызвало научный интерес к враждебности и жестокости. До исследований Бандуры преобладало мнение, что просмотр насилия по телевидению был способом дать волю агрессивным мотивам, и что обучение происходило главным образом посредством вознаграждения и наказания. Однако, ученый отверг этот подход. Вместо этого он исследовал не только личные причины агрессии, но и то, может ли на людей влиять агрессия, которую они наблюдают в своем окружении. Это побудило его провести эксперименты с куклами Бобо, используя детей в качестве объектов своего исследования. Он стремился выяснить степень влияния окружающей среды на агрессивное поведение.

Краткое описание эксперимента с куклой Бобо

Эксперименты с куклами Бобо охватывали период с 1961 по 1965 год. В это время ученый уже проводил расследование подростковой агрессии. Гипотеза Бандуры для исследований с куклой Бобо:

  • Мальчики будут более агрессивными, чем девочки.
  • Дети с большей вероятностью будут вести себя агрессивно, если станут свидетелями агрессивного поведения взрослых.
  • Дети будут более склонны действовать в соответствии с моделью своего биологического пола.

Эксперимент Бандуры был направлен на подтверждение или опровержение этих предсказаний.

Эксперимент Бандуры 1961 года.

Исследование 1961 года было направлено на то, чтобы выяснить, обучается ли поведение путем наблюдения и подражания.

Используя в качестве субъектов эксперимента детей из детского сада Стэнфордского университета (средний возраст которых составлял четыре года), Бандура сделал надувную куклу, которую утяжеляли, чтобы она могла вернуться в вертикальное положение. Он разделил детей на три группы: одна, которая наблюдала агрессивную модель взрослого, неагрессивную модель взрослого и контрольная группа, которая вообще не наблюдала никакой модели. Агрессивная модель физически и словесно оскорбляла куклу Бобо, тогда как неагрессивная модель игнорировала куклу Бобо и играла с другими игрушками.

Позже, детей поместили в другую комнату с набором игрушек, в том числе куклой Бобо и инструментами агрессии, такими как молоток. Результатом стал более высокий уровень агрессии среди детей, наблюдавших агрессивную модель взрослых.

Эксперимент Бандуры 1963 года.

Эксперимент в 1963 года следовал той же базовой методологии, что и его предыдущий, но на этот раз ученый исследовал влияние кино и других средств массовой информации на агрессивное поведение. Еще раз взяв детей из детского сада Стэнфордского университета, он разделил испытуемых на четыре группы: одна подвергалась воздействию реальной агрессивной модели взрослого, другая — фильму о взрослой модели, третья группа — мультяшному коту, действующему агрессивно. Аналогично взрослой модели, и контрольная группа, в которой вообще не было агрессивной модели.

Результаты показали более высокий уровень насилия со стороны мальчиков, как и в 1961 году, при этом пол модели имел влияние. Кроме того, телевизионные модели агрессии привели к более высоким показателям насилия, чем реальные агрессивные модели.

Коллаж, изображающий эксперимент с куклой Бобо.

Эксперимент с куклой Бобо

Эксперимент Бандуры 1965 года.

Третий этап с использованием куклы Бобо повторил базовую методологию двух предыдущих исследований. Однако теперь элемент дополнения был включен в процедуру, как переменная. Ученый разделил испытуемых на три группы: одной группе показали, как агрессивную модель вознаграждали за поведение похвалой и конфетами, вторая группа видела, как агрессивную модель ругали и били свернутой газетой, а третья группа не видела никаких последствий.

Примечательным выводом этого было то, что наказание снижало агрессивное поведение у представителей обоих полов, в то время как поощрение посредством положительного подкрепления усиливало агрессивное поведение в целом, особенно у девочек.

Кукла Бандура Бобо и социальное обучение

Исследования Бандуры с куклой Бобо последовательно показали, что агрессии можно научиться с помощью средств наблюдения, а наблюдаемое поведение не ограничивается сценариями реальной жизни, но распространяется и на насилие в СМИ. Кроме того, подкрепление и наказание играют роль в формировании поведенческих результатов. Теория социального обучения основана на представлении о том, что факторы окружающей среды в сочетании с когнитивными факторами в процессе влияют на обучение и поведение.

Теория социального обучения утверждает, что первоначально обучение может происходить путем наблюдения и имитации поведения, что объясняет, почему тот, кто впервые учится водить машину, знает, что для запуска автомобиля необходимо вставить ключ в замок зажигания. Это потому, что в прошлом они видели, как это происходило неоднократно. Для того, чтобы социальное обучение произошло, необходимы четыре этапа: внимание, удержание, воспроизводство и мотивация.

Эксперимент с куклой Бобо и насилие в СМИ

Основываясь на результатах и ​​выводах исследований, можно сделать вывод о наличии положительной корреляции между насилием в СМИ и агрессией в реальной жизни. С появлением электронного и технологического прогресса и подверженности насилию на телевидении, в видеоиграх, кинотеатрах и социальных сетях с конца 20-го века до наших дней Бандура подчеркнул необходимость срочного решения таких социальных проблем.

Критика эксперимента Бандуры

Несмотря на огромное влияние на социальные и психологические аспекты, эксперимент подвергся критике по нескольким причинам:

  • Этика исследования. Процедура вызвала агрессию у детей.
  • Предвзятость отбора. Выборка испытуемых затрудняла обобщение результатов.
  • Ограниченная внешняя валидность — узкий возрастной диапазон, в котором у пожилых людей может не быть таких же результатов.
  • Сбор данных. Невозможность предсказать или установить долгосрочное воздействие.

Краткие итоги урока

Альберт Бандура занимался исследованием агрессии в 1960-х годах, используя детей в качестве объектов своего исследования. В эпоху растущего насилия на улицах и в различных формах социальных сетей Бандура стремился показать, что агрессии можно научиться, наблюдая за насилием, будь то лично или через видеозаписи. Его результаты подтвердили гипотезу о том, что дети будут имитировать насилие, особенно при положительном подкреплении. Хотя его работа позже подверглась критике по этическим и процедурным причинам, вклад ученого, как социального психолога по-прежнему высоко ценится.

Часто задаваемые вопросы

Что такое теория куклы Бобо?

Это теория социального или наблюдательного обучения, основанная на эксперименте с куклой Бобо. Он отражает повышенную агрессивность у детей, наблюдавших агрессивные модели поведения.

Что доказал эксперимент с куклой Бобо?

Они доказали, что дети могут учиться посредством наблюдения, а затем имитируя то же поведение, сочетая экологические и когнитивные процессы. Его целью было выяснить степень влияния окружающей среды на агрессивное поведение.

Почему открытия Бандуры имели такое большое значение в 60-е годы?

Результаты имели важное значение в 1960-х годах, поскольку на телевидении, в видеоиграх и рекламе наблюдался всплеск изображений насилия. Таким образом, исследование социальных последствий было актуальным.

Был ли повторен эксперимент с куклой Бобо?

Он впервые был проведен в 1961 году, затем в 1963 году и снова в 1965 году. В каждом эксперименте была своя методология, позволяющая получить дополнительную информацию о социальном обучении.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Нина Щенникова
Нина Щенникова
Специалист в области влияния биологических процессов на психические функции. Занимаюсь исследованиями, связанными с взаимодействием биологических и социологических аспектов человеческого организма.
Нина Щенникова опубликовал статей: 28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *