Общественный договор в эпоху Просвещения
Концепция общественного договора была впервые разработана во времена Просвещения, философского и политического движения XVII века в Европе. Социальный контракт — это соглашение между людьми жить мирно, уважать права друг друга и подчиняться законам страны или сообщества. Общественный договор является основой общества и воспринимает человеческую природу, как жестокую и опасную. Кто создал концепцию общественного договора? Философы, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, разработали политические теории о происхождении и функционировании человеческого общества, которые продолжают влиять на то, как историки и политологи воспринимают и анализируют общество.
Теоретики общественного договора семнадцатого века считали, что все люди рождаются с правами: правом на жизнь, правом выносить суждения, правом на обеспечение и защиту собственности и правом стремиться к счастью. Теоретически, прежде чем люди согласятся на общественный договор, они находятся в естественном состоянии, в котором у них нет защиты от общества или обязательств перед ним. Хотя у всех философов были разные объяснения того, почему люди соглашаются на социальные контракты, все они согласились с тем, что люди согласны отказаться от некоторых (не всех) своих прав, чтобы пользоваться защитой, комфортом и развитием, которые предлагает общество.
Просвещение означало, что логика и обучение улучшат человеческую жизнь.
Конкретные теории контрактов этих философов различались в зависимости от их восприятия человеческой природы, от того, верили ли они, что она по добрая, злая или нейтральная, а также от того, будет ли общество помогать или препятствовать человеческой природе. Ниже подробно описаны идеи и теории философов, касающиеся общественного договора.
Общественный контракт – это негласное соглашение между людьми о формировании общества.
Томас Гоббс
Томас Гоббс — философ XVII века. Он опирался на древние концепции таких философов, как Сократ и Платон, и развил собственные идеи об обществе, о том, что заставляет людей соблюдать правовые и социальные границы, и, что более важно, о том, почему люди могут стать жестокими эгоистами. Теория общественного договора Гоббса находилась под глубоким влиянием его наблюдений за Гражданской войной в Англии, жестоким конфликтом, который в конечном итоге закончился казнью короля Англии Карла I. Многие историки полагают, что восприятие Гоббсом человеческой природы, как зла по своей сути, проистекает из его наблюдений во время войны.
Гоббс считал, что люди сохраняют основные права в естественном состоянии, главным из которых является право на сохранение собственной жизни. Иногда право на самосохранение в естественном состоянии является относительно щадящим и не ущемляет безопасность других. Например, если человек считает, что он должен собрать и съесть весь картофель на данной квадратной миле, чтобы выжить, он имеет на это право. Однако Гоббс пошел еще дальше и заявил, что если человек считает, что он должен убить другого человека, чтобы обеспечить свое выживание, он сохраняет за собой право сделать это в естественном состоянии. Он осознавал, что люди, которых он считал злыми по своей природе, в состоянии анархии будут склонны совершать ужасные акты насилия. Знаменитая цитата Гоббса гласит, без общественного договора жизнь была бы «одинокой, бедной, отвратительной, жестокой и короткой». В рамках этого общественного договора люди отказываются от права судить, следует ли им прибегать к насилию, чтобы защитить себя, и вместо этого передают это право решения обществу. Общество выбирает людей, таких как судьи и присяжные, чтобы выносить решения и обеспечивать выживание своих граждан.
Согласно философии Гоббса, поскольку люди по природе своей злы, все участники общественного договора должны подчиняться лидерам, которые обеспечивают соблюдение законов, удерживающих людей от грабежей, поборов и убийств. Важно отметить, что, поскольку они всегда будут сражаться, независимо от обстоятельств, люди обязаны в любое время следовать за тем, кто обладает наибольшей властью. Как только правительство больше не может обеспечить их безопасность, людям морально разрешается следовать за следующим лидером, который может. Взгляды Гоббса на людей и общественный договор лежат в основе большинства теорий общественного договора, но это не те концепции, на которые сегодня больше всего опирается большинство политологов. Скорее, идеи более поздних философов, основанные на идеях Гоббса, в конечном итоге повлияли на американское и европейское общество больше, чем их первоначальные аналоги.
Джон Локк
Джон Локк основывался на многих идеях Гоббса, но его взгляд на человеческую природу был гораздо менее деморализующим. Локк не верил, что люди рождаются от природы добрыми или злыми, а скорее верил, что они рождаются как tabula rasa, или чистый лист. По взглядам Локка, станет ли человек добрым или злым, будет зависеть от накопления его жизненного опыта: хорошее обращение и переживания образуют в итоге хорошего человека, а плохое обращение или переживания — плохого человека.
Локк не воспринимал природу человека в таком свете, как Гоббс. Вместо этого он считал, что основным правом человека является накопление средств и сохранение частной собственности. Например, если человек, находящийся в естественном состоянии, и не являющийся частью общества, находит ветку яблок на земле, на которую никто другой не претендовал, он может собрать их и защитить, как свою частную собственность. По мнению Локка, люди — существа рациональные и разумные. Они естественным образом сформируют общество, поскольку осознают, что их способность к разуму, миру, собственности и комфорту возрастет, когда они будут работать вместе с другими.
Согласно Локку, когда люди соглашаются отказаться от определенных прав, чтобы присоединиться к обществу, эти права не исчезают; скорее, защита и обеспечение соблюдения тех же самых прав переходит к правительству. Например, вместо того, чтобы человек имел право защищать свою частную собственность, государство теперь несет ответственность за защиту его частной собственности, чтобы он мог пользоваться благами общества, жертвуя при этом, как можно меньшим количеством естественных прав. Если правительство когда-либо перестанет защищать естественные права граждан, то граждане (по мнению Локка) больше не обязаны признавать власть этого правительства. Взгляды Локка на общественный договор оказали наибольшее влияние на американскую историю. Многие отцы-основатели и авторы Конституции придерживались теории общественного договора Джона Локка и внедрили многие из его идей.
Жан-Жак Руссо
В отличие от своих английских коллег, Жан-Жак Руссо был французским философом, чьи работы внесли глубокий вклад в жизнь многих европейских писателей, включая Вольтера и Маркса. В то время, как Гоббс считал человека злым по своей природе, а Локк считал, что люди рождаются нейтральными, Руссо считал, что люди по своей природе добры.
В теории Руссо естественное состояние есть идеальное существование. Вне общества, которое их развращает, люди по своей природе миролюбивы и подобны детям. Поняв, что объединение усилий приведет к увеличению материальных благ, люди соглашаются заключить общественный договор ценой своей невиновности, поскольку концепция частной собственности развивается, как неотъемлемая часть общества и ведет к эгоизму и пороку.
Руссо считал, что решение проблемы коррупции человечества состоит в том, чтобы правительство насаждало идеалы свободы и равенства, чтобы люди могли наслаждаться материальным процветанием общественного договора, сохраняя при этом свободу, которой они естественным образом обладали в естественном состоянии. Если правительства не поддерживают свободу и равенство, гражданам необходимо реформировать правительство, чтобы обеспечить равную защиту всех своих граждан.
Краткие итоги урока
Концепция общественного договора возникла в эпоху Просвещения, философского движения в Европе семнадцатого века. Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо разработали несколько разные варианты теории, но все они имеют общие характеристики. Эти теоретики общественного договора XVII века считали, что все люди рождаются с правами: правом на жизнь, правом выносить суждения, правом на обеспечение и защиту собственности и правом стремиться к счастью.
Основная теория общественного договора утверждает, что раньше люди находились в естественном состоянии или не принадлежали ни к какому обществу, с индивидуальными правами. Однако, чтобы воспользоваться благами общества, люди соглашаются пожертвовать некоторыми из своих прав, чтобы заключить общественный договор и построить общество. Идеи этих философов продолжают определять подход политологов и историков к социальным и правовым проблемам сегодня.
Часто задаваемые вопросы
В чем заключается философия общественного договора в эпоху Просвещения?
Философия общественного договора эпохи Просвещения утверждает, что люди в естественном состоянии или до того, как они станут частью общества, добровольно откажутся от некоторых своих прав, чтобы присоединиться к обществу. Тогда общество обеспечивает им безопасность, процветание и больше материальных благ, чем они могли бы получить в противном случае.
В чем заключается основной смысл теории?
Основной смысл теории общественного договора заключается в том, что люди, как правило, стремятся работать вместе ради собственной выгоды, а не сражаться во вред себе. Люди предпочли бы иметь меньше прав, но быть частью общества, чем иметь неограниченные права, но подвергаться опасностям одинокой жизни в мире природы.
Теория по Локку?
Теория Локка утверждает, что люди рождаются нейтральными (ни хорошими, ни плохими). Они согласятся отказаться от некоторых своих естественных прав, чтобы пользоваться благами общества, при условии, что правительство защищает права, от которых отказываются люди.
Социальный контракт – это негласное соглашение между людьми об отказе от определенных естественных прав ради того, чтобы пользоваться благами общества. Например, люди отказываются от естественного права кричать так громко, как хотят, и когда хотят, в обмен на комфорт уважительного отношения и порядка в обществе.