Политическая философия святого Августина и Фомы Аквинского

Политика, религия и война

Говорят, что лучший способ никого не обидеть — это избегать трех тем: политики, религии и войны. Итак, что произойдет, если вы объедините их? Хотя, некоторым людям может быть неудобно обсуждать эти идеи, они составляют важную часть западной философии и истории.

Эти темы также широко освещались двумя величайшими умами западной истории: святым Августином и Фомой Аквинским. Оба эти человека были связаны с христианской церковью и стремились примирить греческую и римскую философию в рамках христианской теологии, заложив основу для большей части современной западной мысли. Это распространялось и на политическую философию. Для них политика, религия и война были темами, которых просто невозможно было избежать.

Святой Августин

Начнем со святого Августина, епископа римского Алжира, жившего с 354 по 430 год нашей эры. Св. Августин не был строгим политическим теоретиком; то, что мы знаем о его политических взлядах, было взято из более крупных произведений, и в основном вращается вокруг концепции двух городов. С одной стороны — Земной Град, определяемый земными желаниями и действиями. Другой — Город Божий, определяемый духовными стремлениями. Люди могли быть гражданами только одного города, и их естественной обязанностью было жить в земном городе (в результате Грехопадения).

В философском мировоззрении святого Августина мы с самого начала видим нечто важное: мир несовершенен. Даже тем, кто стремится жить в Городе Божьем, приходится сталкиваться с реалиями несовершенного мира. Лучшее, что они могут сделать, — это стремиться к справедливости, высшему идеалу. Истинная справедливость определяет Град Божий, но земные города должны быть настолько справедливыми, насколько это возможно, учитывая несовершенные реалии их жизни. Как однажды написал святой Августин: «Устраните правосудие, и что такое королевства, как не банды преступников в больших масштабах?»

Итак, политические государства несовершенны, но они служат высшей цели. Создавая законы и поддерживая порядок, они выполняют божественный мандат по защите человечества от хаоса. Таким образом, правители имеют естественное право создавать законы и наказывать нарушителей, а граждане имеют естественную обязанность абсолютно подчиняться своим правителям. Но что, если правитель несправедлив? Граждане по-прежнему должны подчиняться законам Бога, но не должны противоречить им. Если земной закон противоречит закону небесному, человек должен его нарушить, но все равно должен принять за это земное наказание.

Фома Аквинский

Столетия спустя взгляды святого Августина были развиты итальянским теологом Фомой Аквинским, жившим с 1225 по 1274 год. Фома Аквинский был тем, кто действительно привел философию Аристотеля в соответствие с христианским учением, подчеркнув, что все вещи имеют божественную природу, цель и сущность, которая проявлялась в природных наклонностях. Он назвал эти законы вечными, и им нельзя было не подчиняться, потому что они не были вопросом выбора: они были инстинктом. Люди были исключением, уникальным благодаря свободе воли. Таким образом, у людей были вечные законы, но они могли игнорировать их, поэтому Фома Аквинский вместо этого называет божественные наклонности людей естественными законами.

Для Фомы Аквинского одним из основополагающих законов природы для людей является желание объединяться и строить политические общества. По его мнению, люди не могли бы реализовать свой идеальный философский или духовный потенциал без политических обществ и, в частности, городов. Как и в случае со святым Августином, важна концепция города как идеального человеческого института. Для Фомы Аквинского политический город — это просто выражение человеческой природы.

Фома Аквинский также был одержим идеей справедливости, заявляя, что справедливый политический режим — это тот, который защищает общее благо. Но что было общим благом? Естественный закон побуждал людей создавать политические общества, но реальные детали повседневного управления могли быть определены только индивидуальным рационализмом и логикой. Таким образом, люди имели право создавать свои собственные законы, пока эти законы оставались справедливыми и были направлены на общее благо.

Философия и война

И Св. Августин, и Фома Аквинский жили во времена, когда война была не только свирепствующей, но и неотъемлемой частью политической жизни. Так, как же они воплотили реальность войны в своих представлениях об идеальных городах и справедливости? Святой Августин прекрасно осознавал несовершенство жизни в Земном Граде, поэтому для него война была просто еще одним продолжением этой жизни. В идеальном Городе Бога не было бы войны, но люди в земных городах могли только стремиться к достижению этой цели. Война станет частью их жизни.

По мнению святого Августина, лучшее, на что могли надеяться люди, — это стать частью того, что он называл справедливой войной. Ни одна война не является по-настоящему справедливой, но в несовершенном мире Августина войны могут быть относительно справедливыми по сравнению друг с другом. Хотя Августин всегда неопределённо определял точные условия, определяющие справедливую войну, было ясно, что игнорирование насилия не является справедливостью. Иногда войну можно использовать для предотвращения дальнейшего насилия. По сути, несовершенный мир иногда требовал несовершенных решений, чтобы приблизиться к Граду Божьему.

Св. Августин определил понятие справедливой войны, но дал его расплывчатое определение. Однако Фома Аквинский подхватил эту концепцию и сформулировал три конкретных заповеди.

По мнению Фомы Аквинского, война была справедливой только в том случае, если она:

  • Была санкционирована законной политической властью
  • Стремилась к достижению общего блага, а не личной выгоды
  • Была призвана в конечном итоге создать больший мир

Теория справедливой войны по-прежнему остается очень важной концепцией в современном мире. Могут ли быть оправданы война и насилие? Могут ли они быть морально хорошими или даже морально необходимыми? Св. Августин и Фома Аквинский были одними из первых, кто действительно занялся этими вопросами, и их идеи на протяжении веков определяли наши собственные.

Итоги урока

Теории святого Августина вращались вокруг концепции двух городов: Земного Города, определяемого земными желаниями и действиями, и Города Божьего, определяемого духовными стремлениями. Кроме того, Фома Аквинский выдвинул теорию о божественных склонностях людей, которые он называл законами природы.

И Августин, и Фома Аквинский сосредоточили внимание на вопросах справедливости, рассматривали людей, как врожденных политических существ и стремились определить отношения между человеческим и божественным законом. Одной из наиболее влиятельных их политических теорий была концепция справедливой войны или морально приемлемого использования государственного насилия. Св. Августин определил эту концепцию, признав, что несовершенный мир иногда требует несовершенных решений, а Фома Аквинский определил условия, которые делают войну справедливой. В обоих случаях главным приоритетом было сохранение мира.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *