Четыре функции менеджмента

Функции управления

Концепция менеджмента предполагает контроль и управление персоналом и ресурсами внутри организации. Оно включает в себя планирование, принятие решений, мотивацию, руководство и выполнение различных функций для эффективного и действенного достижения целей и решения задач. Функции управления взаимосвязаны, и дифференциация между ними весьма субъективна. Поэтому они нелинейны.

Четыре функции менеджмента

Четыре функции управления происходят от пяти функций, описанных Анри Файолем в начале 20 века (планирование, организация, командование, координация и контроль).

Четыре функции:

  • Планирование предполагает планирование принятия решений.
  • Организация включает в себя соответствующую координацию между планированием и ресурсами.
  • Лидерство предполагает мотивацию сотрудников для достижения целей организации.
  • Контроль связан с мониторингом и оценкой.

Планирующая функция управления

Планирование – это предвидение будущего. Функция планирования менеджмента включает в себя постановку целей и подробное описание шагов по достижению этих целей. Методы, используемые для их достижения, различаются от одной компании к другой. Руководство несет ответственность за выбор наилучшего вектора направления.

Функцию планирования можно разделить на три основные области:

  • Стратегическое планирование, которое происходит, когда компания сосредотачивается на своих долгосрочных целях устойчивого роста. Стратегия разрабатывается высшим руководством и становится основой для долгосрочных планов компании. Для производственной компании стратегические планы могут включать создание производственных мощностей на новых рынках или заключение контрактов на закупку лития, который является наиболее распространенным элементом в батареях.
  • Тактическое планирование, которое является относительно краткосрочным, т. е. менее года. Высшее руководство не принимает активного участия в этих планах; вместо этого ими управляет менеджер среднего звена. Планы, такие как торговые мероприятия, закупки, выпуск продукции и т. д., включаются в тактическое планирование.
  • Оперативное планирование, которое представляет собой очень краткосрочное или ежедневное планирование, которым в основном занимаются менеджеры нижнего звена. Сюда же входят ежедневные цели.

Элементы эффективного планирования

Процесс может быть долгосрочным, особенно при стратегическом планировании. Даже для краткосрочного планирования лучше следовать схеме, которая может повысить эффективность планирования. К элементам этой схемы относится:

  • Сбор информации. Этот шаг включает сбор информации о потребностях компании, конкурентах, рынке и экономике. Здесь необходим анализ сильных и слабых сторон.
  • Определение целей и задач: компании необходимо указать, чего она хочет достичь в будущем в результате планирования. Будет ли это увеличение продаж, выход на новые рынки, стратегическое маневрирование для обеспечения конкурентоспособности и т. д.
  • Разработка стратегии: этот элемент включает в себя планирование действий, которые необходимо предпринять для достижения целей. Если необходимо расширение, то на каком рынке? Увеличатся ли продажи за счет снижения цен?
  • Реализация: Реализация плана включает в себя действия в соответствии со стратегиями, установленными для достижения заявленных целей и задач. Для расширения компания должна выйти на определенный рынок или географическую область.
  • Мониторинг: Мониторинг плана и того, движется ли компания в правильном направлении, должен осуществляться через регулярные промежутки времени. При необходимости это также может привести к изменению планов.
  • Оценка: Помогает избежать тех же ошибок в будущем. Основана на том, достиг ли план желаемых целей и задач.

Тактические планы против стратегических планов

Стратегическое планированиеТактическое планирование
Включает долгосрочные целиФокусируется на краткосрочных целях
Включает широкие области планированияФокусируется на более мелких целях
Разработано высшим руководствомОсуществляется руководством среднего звена

Организующая функция менеджмента

Организующая функция менеджмента объединяет все человеческие, физические и финансовые ресурсы таким образом, чтобы обеспечить наилучшее использование каждого из них. Это повышает эффективность компании, поскольку бессистемное размещение ресурсов может привести к большим потерям. Организационная функция выполняется непосредственно после этапа планирования.

Некоторые из важных шагов в организации включают в себя:

  • Определение задач: Это включает в себя определение различных видов деятельности, которые организация должна выполнять для того, чтобы функционировать. Это включает в себя все виды деятельности, связанные с производством, продажами, бухгалтерским учетом, контролем качества и т.д.
  • Объединение (группировка): это способ объединить схожих людей и задачи в один отдел. Например, в отдел продаж будут входить все сотрудники, занимающиеся продажами и маркетингом.
  • Распределение ресурсов: Ресурсы компании, включая человеческие, распределяются в зависимости от групповой деятельности. Затем сотрудники назначаются для выполнения конкретной задачи.
  • Назначение менеджеров: в каждом отделе будут свои менеджеры/лидеры, которые будут участвовать в принятии решений, в то время как сотрудники нижних звеньев будут действовать в соответствии с их директивами с допустимыми отклонениями.
  • Координация между отделами: разные отделы взаимодействуют друг с другом, чтобы проверить, идут ли политика и планирование в одном направлении. Они могут поднимать вопросы, которые могут повлиять на эффективность, и эти изменения могут быть приняты, если они будут сочтены целесообразными.

Основная функция управления

Ведущая функция менеджмента включает в себя оказание влияния на сотрудников, чтобы они работали над правильным и качественным выполнением всех задач. Это повышает эффективность работы компании. Хороший лидер, то есть менеджер, мотивирует сотрудников таким образом, чтобы они хотели участвовать в росте организации. Этого можно добиться, стимулируя сотрудников и увязывая их рост с ростом компании.

Важным аспектом руководящей функции является выбор эффективного лидера. Хороший лидер должен вызывать энтузиазм и мотивировать сотрудников на достижение целей организации. Некоторые характеристики хорошего лидера включают в себя:

  • Осведомленность: Лидер понимает себя и сотрудников, находящихся под его руководством.
  • Гибкость: Быстро учится и хорошо приспосабливается к меняющимся обстоятельствам.
  • Влияние: Обладает способностью мотивировать сотрудников позитивным мышлением.
  • Хороший коммуникатор: обладает способностью доносить требования до сотрудников.
  • Делегирование: Обеспечьте передачу работы наиболее подходящему персоналу.
  • Эмпатия: понимание проблем, с которыми сталкиваются работники.

Лидерство предполагает мотивацию работников работать в интересах компании. Это руководство предполагает ведение компании в определенном направлении. Для производителя автомобилей диверсификация компании на различные рынки электроэнергии или инвестиции в добычу лития будут директивой руководства. Привлечение сотрудников к работе над достижением этих целей будет ведущей функцией.

Контролирующая функция менеджмента

Она отвечает за проверку того, выполняются ли задачи в соответствии с запланированным курсом. Обеспечивает согласование планов и ведение работ на основе установленных принципов и изданных инструкций.

Контроль можно рассматривать, как оценку деятельности компании на основе принятых планов и процедур. Контроль служит двум основным целям:

  • Повышение координации между отделами за счет оценки поставленных задач.
  • Предоставляет информацию для будущего планирования.

Для компании, которая хочет выйти на новые рынки, контролирующая функция состоит в том, чтобы следить, чтобы сроки плана соблюдались, а любые большие отклонения корректировались путем принятия необходимых мер. Например, страна может принять некоторые меры регулирования, которые могут помешать конкретной компании расширить там свою деятельность. Затем компания должна решить, как лучше всего действовать, чтобы соответствовать правилам.

Петля обратной связи

Каждая из четырех функций управления соединена в петлю обратной связи. Обратная связь помогает оценить команды и определить, требуются ли какие-либо изменения. Например, если контролирующая функция понимает, что команда работает неэффективно, она может предоставить обратную связь организационной функции для изменения состава команды. Аналогичным образом, стиль руководства или методы мотивации сотрудников могут быть изменены через руководящую функцию.

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение в некоторой степени связано с организующей функцией. Это влечет за собой назначение подходящих членов команды на основе их знаний, навыков и способностей. Однако дело не ограничивается только назначением людей, а, скорее, их развитием, чтобы они работали эффективно.

Кадровое обеспечение включает в себя функции, связанные с поиском подходящих людей для выполнения необходимой задачи в компании. Это может быть сложно, потому что найти подходящего человека непросто. Оценка, основанная на навыках, довольно субъективна. Например, человек, который хорошо сдает тест при приеме на работу, может не очень хорошо справиться с выполнением сопутствующего задания.

Некоторые из общих функций подбора персонала включают:

  • Составление графиков работы на основе требований компании и трудового законодательства.
  • Также необходимо определить потребности в персонале и сформулировать кадровую стратегию.
  • Отчетность о периодических потребностях в персонале.
  • Выявление кадрового дефицита и обеспечение вакансий.

Краткие итоги лекции

Четырьмя функциями менеджмента являются планирование, организация, руководство и контроль.

Планирование включает постановку целей на будущее с подробным описанием того, как их достичь. Существует три типа планирования:

  • Стратегическое: Долгосрочное планирование, ориентированное на устойчивый рост. Составлено или согласовано высшим руководством.
  • Тактическое: Среднесрочное планирование (т.е. обычно менее чем на год). Составлено руководством среднего звена.
  • Оперативное: краткосрочное или ежедневное планирование. Разработано нижестоящим руководством.

Организация включает в себя сбор всех ресурсов в одном месте, чтобы обеспечить наилучшее использование каждого из них. Это повышает эффективность работы организации. Важные шаги в организации включают определение задач, объединение аналогичных мероприятий, назначение менеджеров и координацию.

Лидерство предполагает оказание влияния на сотрудников с целью надлежащего выполнения поставленных задач. Это осуществляется путем мотивации сотрудников и приведения их интересов в соответствие с интересами компании. Хороший лидер осведомлен, оказывает влияние, является хорошим коммуникатором и делегатором полномочий, а также обладает эмпатией по отношению к сотрудникам. Руководство отличается от лидерства в том смысле, что руководство ведет компанию в определенном направлении, связанном с рынками, производством и другими факторами.

Контроль включает в себя проверку того, выполняются ли действия в соответствии с требованиями, и обеспечение соблюдения планов.

Петля обратной связи связывает между собой все функции управления.

Кадровое обеспечение можно считать пятой функцией, связанной с поиском подходящих людей для работы. За этим следует развитие человеческих ресурсов, которые помогут компании эффективно функционировать.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *