Процесс слушания: концепция, причины и важность
Слушание – это процесс прослушивания слов и звуков, придания им смысла и оценки их значения, а также реагирования. Слушание — глубокий, сознательный и активный процесс, то есть восприятие слов или звуков. Слышать звук газонокосилки в качестве фонового шума — это совсем не то же самое, что сознательно слушать слова друга, чтобы понять смысл и сформировать осмысленную реакцию.
Люди слушают во многих контекстах и средах, включая образование, работу, социальные и личные отношения. Процесс слушания важен для эффективного общения. Слушание может помочь людям лучше учиться в классе или на лекциях и развивать более глубокие отношения. Активное слушание того, что говорят другие, может показать, что человек заботится о других и интересуется их мыслями. Усилия по слушанию также могут привести к лучшему пониманию других и восприятию их как любопытных и вдумчивых.
Процесс активного слушания
Это сознательное, заинтересованное и целенаправленное слушание с целью получения сообщения. Чтобы активно слушать, люди должны сосредоточиться на передаваемом сообщении, свести к минимуму отвлекающие факторы и смотреть на говорящего. Кроме того, оно может включать кивки или другие невербальные сигналы, демонстрирующие заинтересованность слушателя. Активное слушание также позволяет избежать перебивания человека и ожидания, пока он закончит говорить, прежде чем задавать вопрос. Оно может включать повторение сообщения говорящему путем его обобщения или повторения. Этот метод позволяет гарантировать, что обе стороны знают об одном и том же сообщении.
К недостаткам относится плохая концентрация. Если слушатель не концентрируется на данном сообщении, ему трудно получить и осознать его. Визуальные или шумовые отвлекающие факторы, физические стрессоры и недостаточный интерес могут привести к отсутствию концентрации. Кроме того, отсутствие расстановки приоритетов или сосредоточения внимания на наиболее актуальной и важной информации может помешать слушанию. Еще одним вредом для активного слушания является оценка сообщения человека до того, как он закончит говорить. Предвзятость подтверждения или склонность убирать информацию, которая подчеркивает то, что человек уже думает и во что верит, может привести к неправильному слушанию. Кроме того, предположения о сообщении человека на основе того, как он его говорит, а не того, что сказано, могут помешать активному слушанию.
Вот некоторые из ключевых моментов процесса:
- Концентрация на говорящем
- Подведение итогов сообщения обратно говорящему
- Задавать вопросы, чтобы прояснить непонятное сообщение
- Как не перебивать говорящего
- Обращайте внимание на невербальные сигналы, такие как язык тела и жесты.
Этапы процесса слушания
Процесс слушания можно разбить на пять этапов или шагов: внимание, понимание, интерпретация, реагирование и запоминание. Важно отметить, что хотя эти этапы касаются разных частей процесса прослушивания, они могут происходить одновременно или перекрываться во времени. Более того, они не могут происходить поэтапно.
Присутствие
Этап приема, часто является начальным этапом процесса прослушивания. Слушать – значит слышать сообщение и идентифицировать звуки как слова. Существуют различные препятствия на пути эффективного слуха, в том числе физические проблемы, такие как ухудшение слуха и сильный фоновый шум.
Понимание
Стадия понимания аудирования характеризуется пониманием разговорной речи. На этом этапе слушатель выясняет контекст и смысл речи. Понимание на слух считается успешным, если сообщение, определенное слушателем, совпадает с сообщением, переданным говорящим. Поскольку у каждого человека есть уникальная точка зрения, основанная на его прошлом опыте, люди могут понимать сообщения по-разному, даже если они правильно слышат произнесенные слова. Например, человек может понимать направления движения иначе, чем другой человек, основываясь на своем опыте в разных городах.
Интерпретация
Этап устного слушания также называется этапом оценки. На этом этапе слушатель оценивает сообщение на предмет ценности. На этом этапе также слушатель формирует суждения или мнения о передаваемом сообщении. Стадия перевода наиболее успешна, когда слушатель ждет, чтобы полностью понять сообщение, прежде чем судить о нем. Поскольку у людей разные мнения и точки зрения, интерпретация сообщения может варьироваться от человека к человеку.
Реакция
Стадия реагирования на слушание также называется обратной связью. На этом этапе процесса слушатель отвечает на сообщение вербальной и/или невербальной обратной связью. Невербальные реакции включают зрительный контакт и кивок. Соответственно, устные ответы, например, вопросы для уточнения, могут указывать на уровень интереса или вовлеченности в сообщение говорящего. Ответы на передаваемые сообщения могут быть положительными или отрицательными.
Зрительный контакт — это одна из невербальных реакций на стадии ответа при слушании.
Запоминание
Стадия запоминания при прослушивании касается сохранения переданного сообщения. Запомненные сообщения можно просмотреть и вызвать позже. Усилия по завершению других этапов прослушивания, включая посещение, понимание и интерпретацию сообщения, могут помочь сохранить сообщение в памяти слушателя. Есть несколько способов улучшить способность слушателя запомнить переданное сообщение. Память можно улучшить, если слушатели поместят информацию в значимый для них контекст. Другие методы, которые могут улучшить память и запоминаемость, — это связывание информации с чем-то уже известным, ее запись или использование мнемоники или аббревиатуры.
Краткие итоги урока
Слушая, люди воспринимают слова и звуки, понимают и интерпретируют их и реагируют. Слушание требует гораздо большей сосредоточенности, концентрации и вовлеченности, чем слушание, которое представляет собой просто восприятие слов или звуков. Слушая, люди изучают информацию, развивают отношения, обмениваются идеями и, помимо прочего, получают удовольствие. Активное слушание происходит, когда человек занят, сконцентрирован и сосредоточен на получении всей глубины передаваемого сообщения. Оно может включать в себя предоставление соответствующих невербальных сигналов, таких как кивок, а также отказ от перебивания говорящего и краткое изложение сообщения говорящему, чтобы передать понимание. Существует множество потенциальных препятствий для активного слушания, например, недостаток концентрации и расстановки приоритетов, а также предположение, что содержание сообщения основано на стиле подачи, а не на фактическом содержании.
Существует пять различных этапов процесса. Этапы часто начинаются со стадии слушания — слушания или получения, когда звуки воспринимаются посредством слуха, и слушатель идентифицирует звуки как слова. Стадия понимания предполагает понимание слов. Стадия интерпретации обычно наступает, когда слушатель понимает смысл сообщения, и включает в себя формирование суждений и мнений о сообщении говорящего. Стадия реагирования при слушании описывает вербальную и невербальную обратную связь, которую слушатель предоставляет говорящему. Ответ может включать в себя задание вопросов для разъяснения или обобщения того, что говорил говорящий, чтобы выразить понимание. Этап запоминания включает сохранение сообщения в памяти, чтобы информацию можно было вызвать. Есть несколько советов и приемов, которые могут помочь слушателю запомнить сообщение, в том числе связывание информации с предыдущими знаниями, мнемоникой и аббревиатурами. Этапы процесса прослушивания не обязательно происходят по порядку, они могут происходить одновременно или перекрываться во времени.
Часто задаваемые вопросы
Каковы пять этапов процесса прослушивания?
Пять стадий процесса слушания включают стадию внимания, стадию понимания, стадию интерпретации, стадию реагирования и стадию запоминания. Этапы не обязательно происходят по порядку и могут перекрываться или происходить одновременно.
Каков процесс прослушивания?
Процесс аудирования включает в себя этапы слушания и является эффективным способом уловить полный смысл сообщения говорящего. Этапы процесса слушания включают внимание, понимание, интерпретацию, реагирование и запоминание.