Наскальная живопись: история и цель

Наскальные рисунки

Наскальные рисунки или наскальная живопись, являются одними из старейших образцов искусства в мире, относящихся к эпохе палеолита. Эта эпоха, также известная как каменный век, включает в себя появление современных людей (homo sapiens sapiens), которое произошло уже в 120 000 году до нашей эры.

Создание наскальной живописи требовало умения использовать подручные материалы. Используя каменные стены и потолок пещеры в качестве холстов, создатели изображений использовали легко доступные материалы, такие как уголь и охра, разбавляли их для получения красок и использовали для создания изображений, сочетающих свет и тень. Обычно создатели либо распыляли краску изо рта на руку или другой трафарет, либо наносили краску пальцами, грубыми кистями, сделанными из волос или мха, или самой охры. Изображения также могли быть очерчены или усилены с помощью кремневой резьбы. Лампы, сжигавшие животный жир, давали свет, позволяющий создавать картины, особенно в темных уголках пещеры.

Наскальные рисунки: Альтамира в Испании

Первая расписная пещера, относящаяся к эпохе палеолита или каменного века, была найдена в Альтамире, Испания. Молодая девушка и ее отец обнаружили ее в 1879 году. Однако, это считалось мистификацией до 1902 года, когда было найдено много  других наскальных рисунков.

Наскальные рисунки Альтамиры демонстрируют сложность техники, которая особенно впечатляет, учитывая ограниченность доступных материалов. Крупные, легко узнаваемые зубры кажутся объемными и глубокими благодаря растушевке красной, коричневой и желтой красками охры. В других местах художники воспользовались естественными изгибами и выступами скалы для создания горельефных скульптур, изображающих массу бизона. Для дальнейшей идентификации животных создатели добавили выгравированные линии, обозначающие шерсть на животных.

рисунки из Альтамиры были первыми

Эти наскальные рисунки из Альтамиры были первыми обнаруженными рисунками.

Самые старые наскальные рисунки: Шове-Пон-д’Арк во Франции

Возможно, самые старые европейские наскальные рисунки, когда-либо обнаруженные, находятся в Шове-Пон-д’Арк на юго-востоке Франции. Эти наскальные рисунки, обнаруженные в конце 20-го века, демонстрируют множество различных форм и изображений. На многих из них изображены животные. К ним относятся лошади, носороги, зубры, мамонты, олени, козероги и множество других животных. В эти сложные картины включены и другие изображения, отпечатки ладоней, геометрические фигуры, точки и сетки. Художники не использовали более сложные декоративные элементы или драгоценные металлы.

Наскальные рисунки в Шове трехмерные

Наскальные рисунки в Шове трехмерные.

Изображения животных в пещере показывают, что несколько животных перекрывают друг друга, что создает впечатление трехмерности. На одной из виньеток зубры и лошади бегут по нескольку в ряд, а на втором изображении два носорога, бросающиеся друг на друга со сцепившиеся рогами. Следы, оставленные ребенком, указывают на то, что по крайней мере некоторые из «комнат» в пещере предназначались не только для взрослых, участвующих в ритуалах.

Наскальные рисунки: Ласко во Франции

Пожалуй, самые известные наскальные рисунки находятся в Ласко, Франция. Цвета картин включают обычный черный и красный, а также коричневый и желтый, что отличает их от других рисунков, которые ограничены красным и черным цветом. Картины и гравюры используют естественные контуры пещеры, в том числе изогнутую стену, создающую ощущение пространства. Животные нарисованы в разных положениях относительно друг друга, в том числе внахлест, чтобы передать объемность.

Примечателен в изображении этих фигур акцент на наиболее характерных чертах каждого животного. Например, головы и тела видны сбоку, а рога и копыта — спереди. Такое изображение облегчает идентификацию животных.

зубр с изогнутыми рогами.

На этой репродукции из Ласко II изображен зубр с изогнутыми рогами.

Одна из самых интригующих картин Ласко — сцена человека с птичьей головой и бизона. Бизон изображен четко, показывая большую часть тела и грубую шерсть в профиль, но с головой, обращенной назад, что дает зрителям возможность увидеть рога и голову. Зубра пронзили копьем, и его внутренности свисают из раны. Напротив, мужчина изображается, как фигурка с худощавым телом и широкими линиями рук и ног. Голова либо птичья, либо птичья маска. Рядом изображен копьеметатель с головой птицы. Остается неясным, представляет ли эта картина реальную охоту, шаманское видение или что-то еще.

После своего открытия Ласко стал популярной туристической достопримечательностью. Оно стало настолько популярным, что жара, грязь, влажность и углекислый газ посетителей начали повреждать изображения. Сегодня настоящая пещера закрыта для публики, но факсимиле, известное как Ласко II, открыто для зрителей, чтобы они могли познакомиться с искусством.

Какова была цель наскального искусства?

Интерпретация значения наскального искусства может быть затруднена, поскольку в эту дописьменную эпоху не было никаких записей. Поэтому существует множество интерпретаций того, какую роль эти изображения играли в жизни древних людей.

Предлагаемые теории включают следующее:

  • Картины выполняли социальную функцию, повышая сплоченность племени и представляя части церемоний, обеспечивающих плодовитость животных.
  • Картины использовались для симпатической магии, например, для изображения животных такими, какими племя надеялось их встретить, например, валяющимися в пыли во время брачного сезона.
  • Картины использовались для обучения начинающих охотников распознаванию этих животных и охоте на них.
  • Они были частью шаманских ритуалов.
  • Отпечатки рук были своего рода подписью художника или изображали участников ритуала, стремящихся к связи с духовным миром.

Итог урока

Наскальные рисунки, также известные как наскальная живопись или пещерное искусство, представляют собой иллюстрации, созданные на стенах пещер в эпоху палеолита. Эти картины каменного века часто представляли собой очень сложные изображения животных, созданные из натуральных материалов, таких как уголь и охра. Для вырезания деталей или обводки фигур создатели использовали простые инструменты: собственные руки, кисти из доступных натуральных волокон и кремень.

Несколько мест известны своими наскальными рисунками. Альтамира была первым местом, где были обнаружены наскальные рисунки. Он известен анатомически точными изображениями бизонов, некоторые из которых используют естественные образования в скале для создания рельефной резьбы. Шове-Пон-д’Арк известен своим богатым разнообразием животных и геометрических изображений, нарисованных и нарисованных на стенах. Ласко, пожалуй, самый известный из этих памятников наскального искусства, использует контуры скалы для создания массивных фресок, изображающих движение и характеристики животных. Удивительно, но одно изображение человека, известного как человек с птичьей головой, представляет собой почти фигурку из палочек, расположенную рядом с очень замысловатым бизоном.

Часто задаваемые вопросы

Почему древние люди делали наскальные рисунки?

Поскольку картины были созданы до того, как люди смогли создать письменные записи об их создании, мы не уверены, почему были созданы эти произведения искусства. Некоторые теории включают симпатическую магию, шаманский ритуал, обучающие инструменты и украшения.

Что такое наскальные рисунки?

Наскальные рисунки — это иллюстрации, созданные с использованием стены пещеры в качестве холста. Созданные в каменном веке, эти произведения искусства часто создавались из натуральных материалов, таких как древесный уголь и охра, а краска наносилась с помощью простых инструментов и рук. Результаты могут быть очень сложными.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *