Что такое человеческий капитал?

Собственность, которой владеют компании и которая помогает им улучшить свой бизнес или имеет денежную стоимость, называется активами. Активы бывают разных форм: от наличных денег до недвижимости. Но есть и более неожиданные активы, такие, как навыки и знания людей.

Что такое человеческий капитал?

Определение человеческого капитала — это знания и навыки, которыми обладают сотрудники, которые компания может использовать для увеличения производства и стоимости. Таким образом, механик, который знает все о ремонте автомобиля, или инженер, который знает, как управлять рабочим процессом компании, являются примерами человеческого капитала.

Некоторые экономисты выдвигают убеждение и теорию о том, что, обеспечивая обучение и образование сотрудников, компания может увеличить свое производство и оправдать инвестиции в человеческий капитал. Эта теория известна как теория человеческого капитала. По их мнению, человеческий капитал ориентирован на интеллектуальные навыки и процедурные знания.

Определение человеческого капитала

Сотрудники считаются активом компании, но как можно оценить знания и трудовую этику человека? Человеческий капитал считается нематериальным активом, а это означает, что его стоимость является субъективной и зависит от того, сколько, по мнению компании, владеющей им, они стоят. Человеческий капитал, по сути, представляет собой субъективную ценность сотрудника для своей компании и аналогичен интеллектуальной собственности.

Одна из наиболее важных вещей, которые следует отметить в отношении человеческого капитала, заключается в том, что он не включает в себя заработную плату, которую зарабатывает сотрудник. Человеческий капитал должен быть каким-то атрибутом или характеристикой, которой человек обладает помимо своей зарплаты. Если Слава работает в фирме по разработке программного обеспечения и получает зарплату в размере 800 000 рублей в год, эта зарплата включается в баланс компании и не является человеческим капиталом. Если Слава получит степень магистра в области разработки программного обеспечения, это качество будет считаться человеческим капиталом.

Еще одним важным аспектом человеческого капитала является то, что он не подлежит передаче. Если Слава покинет компанию, назначенная ему зарплата перейдет тому, кто займет его должность. Но его образование, степень, сертификация, знания и навыки не могут быть сохранены или переданы новому сотруднику. В отличие от служебной машины, они не могут вернуть человеческий капитал Слава.

образование

История человеческого капитала

Термин «человеческий капитал» может звучать негативно, возможно, потому, что он близок к торговле людьми. Но идея уделять внимание характеристикам сотрудников и смотреть, как инвестиции в сотрудников могут улучшить бизнес, существует с 1800-х годов. Знаменитый экономист Адам Смит предположил, что один из лучших способов улучшения и роста общества — это инвестировать в людей, которые в нем живут. Смит предположил, что инвестиции в людей ведут к более эффективному функционированию общества в целом, будь то через формальное образование или через обучение работодателей и обучение сотрудников ценным навыкам.

Измерение человеческого капитала

Измерение ценности людей — сложная задача, и она не может быть просто строкой в ​​балансовом отчете. Когда компания владеет транспортным средством, к нему прилагается определенная рыночная стоимость и стоимость амортизации, которая указывается в балансовом отчете. Как же может быть приписано какое-то нематериальное, субъективное значение и измерено? Есть несколько способов сделать это.

Расчет человеческого капитала на примерах

Компании хотят видеть и рассчитывать, как человеческий капитал влияет на производство. Расчет производится с использованием расчета рентабельности инвестиций или ROI. Они просто сравнивают суммы, которые они тратят на инвестиции в человеческий капитал, такие как образование и обучение, а затем сравнивают их с увеличением производства или доходов.

Глобальный индекс человеческого капитала ВЭФ

Глобальный индекс человеческого капитала ВЭФ — это показатель того, насколько хорошо во всех странах мира обстоят дела с этим показателем. ВЭФ означает Всемирный экономический форум, который находится в Женеве, Швейцария. Он рассматривает не рабочие места или компании, а то, как каждое общество развивает человеческий капитал.

Индекс капитала рассматривает четыре аспекта человеческого развития страны. Эти области:

  • Разработка
  • Емкость
  • Развертывание
  • Знания или ноу-хау.

Индекс оценивает страны на основе процентного соотношения, при этом 100% соответствует оптимальному развитию.

Индекс человеческого капитала Всемирного банка

Всемирный банк запустил программу под названием «Проект человеческого капитала», которая измеряет развитие ЧК во всех странах. Это аналогичный метод ВЭФ, но проект рассматривает больше аспектов человеческого капитала, связанных со здоровьем и благополучием, таких как продолжительность жизни и уровень младенческой смертности.

Каковы теории человеческого капитала?

Существует две основные теории человеческого капитала, и обе рассматривают, как труд и сотрудники увеличивают стоимость компании и влияют на стоимость продуктов или услуг, которые она производит .

Марксистская теория (Карла Маркса) называется трудовой теорией стоимости и фокусируется на количестве часов, затраченных рабочими, по сравнению с производством продукта. Теория состоит в том, что стоимость товара должна быть напрямую связана с количеством рабочих часов, затраченных на его изготовление. Так, если два сотрудника магазина одежды ручной работы в Италии могут изготовить 10 рубашек в день, а фабрика в Китае — 1000, Маркс считает, что рубашки ручной работы в 100 раз более ценны.

Современная теория гораздо сложнее и рассматривает гораздо больше аспектов человеческого капитала. В то время как Маркс сосредоточил внимание на рабочем времени, современные теории включают в себя все: от образования до здоровья и благополучия. Есть несколько важных вещей, которые следует учитывать при рассмотрении современной теории человеческого капитала и того, что компании могут сделать для максимизации своего человеческого капитала.

  • Отделы кадров играют огромную роль в развитии человеческого капитала, поскольку они разрабатывают политику льгот, возмещение расходов на образование и многие другие аспекты человеческого капитала. Одним из ключевых моментов HR является удержание сотрудников, что в основном достигается за счет комплексной системы вознаграждений.
  • Привлечение человеческого капитала. Отделы кадров нанимают обученных рекрутеров, которые ищут таланты для работы в компании. Теория заключается в том, что если на должность может быть занят человек, уже обладающий большим человеческим капиталом, это приведет к меньшим инвестициям со стороны компании. Если HR нанимает кандидата со степенью магистра, компании не нужно вкладывать средства в образование этого человека.
  • Переманивание человеческого капитала. Какой лучший способ увеличить человеческий капитал компании, чем забрать человека из другой компании, которая уже инвестировала в него. Именно здесь важна неспособность человеческого капитала передаться или остаться в компании. Если компания А сможет переманить высококвалифицированного и образованного сотрудника из компании Б, она сможет значительно увеличить человеческий капитал, не инвестируя больше, чем в зарплату.

Критика теорий человеческого капитала

Основная критика теории человеческого капитала сосредоточена на том факте, что придание значения нематериальным характеристикам, которые являются частью набора навыков и личности человека, не принимает во внимание, что люди не являются однородными частями оборудования, действующими одинаково. Сотрудник с дипломом средней школы может быть более продуктивным на работе, чем сотрудник со степенью магистра и несколькими сертификатами. Некоторые экономисты согласны с тем, что человеческий капитал имеет ценность, но его не следует рассматривать как фактор производства. Они также считают, что некоторые аспекты, такие как формальное образование, переоценены, а другие, например обучение на рабочем месте, недооценены.

Итоги урока

Человеческий капитал — это актив, который включает в себя нематериальные атрибуты сотрудников, такие как знания и навыки, которыми обладают сотрудники, которые компания может использовать для увеличения производства. Теория человеческого капитала в основном рассматривает человеческий капитал как фактор производства, в который необходимо инвестировать. Экономист Адам Смит изучал человеческий капитал в 1800-х годах, но этот термин появился в 1960-х годах, когда определялись современные теории.

FAQ

Что является примером человеческого капитала?

Человеческий капитал – это нематериальные навыки, знания, образование и способности, которыми обладает работник. Примером может служить человек с ученой степенью и сертификатами в области, в которой он работает.

Какие существуют виды человеческого капитала?

Существует много видов человеческого капитала, но можно выделить несколько основных категорий. К ним относятся: образование, профессиональная подготовка, навыки, интеллект, общение, управление, лояльность и благополучие.

В чем заключается концепция человеческого капитала?

Концепция человеческого капитала заключается в том, что способности, навыки и знания, которыми обладает каждый сотрудник, можно измерить и внести свой вклад в производительность. Это означает, что инвестиции в обучение, образование, здравоохранение и оплату труда сотрудников помогут повысить общую производительность.

Вопросы для дальнейшего размышления:

Рассмотрим понятие капитала. Почему компания не сможет предоставлять какие-либо товары или услуги без капитала?

Рассмотрите и напишите небольшой параграф о понятии ЧК. В своем ответе обязательно обсудите, какую пользу может принести увеличение человеческого капитала в компании.

Перечислите и опишите три способа, с помощью которых работник может увеличить свой ЧК до того, как приступить к работе. Описывая эти способы, обсудите, как эти действия увеличивают его.

Часто сотрудник увеличивает свой ЧК в компании, просто приобретая опыт на рабочем месте. Объясните, как сотрудник может стать более продуктивным, используя только этот подход.

Рассмотрим колл-центр, который специализируется на обработке жалоб клиентов. Если бы руководитель этого колл-центра захотел улучшить ЧК своих сотрудников, связанный с их работой, какой тип обучения можно было бы им предложить?

Рассмотрите роль специалиста по кадрам, а затем ответьте на следующие вопросы:

Специалист по кадрам хочет быть уверен, что его или ее фирма не будет тратить деньги на обучение с целью увеличения ЧК сотрудников только для того, чтобы эти сотрудники покинули фирму. Как специалист мог достичь этой цели?

Какую роль играет специалист по кадрам до того, как сотрудник фактически будет принят на работу в фирму?

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *