Теории культурной эволюции: человеческие стадии, исторический материализм и неомальтузианство

Культурная Эволюция

Когда используется слово «эволюция», многие люди склонны думать о теориях происхождения человечества. Однако, когда речь идет о культурной эволюции, это не так. Напротив, культурная эволюция обозначает концептуальное развитие и прогресс в этой области. Учитывая эту информацию, сегодняшний урок будет сосредоточен на теориях культурной эволюции Эдварда Тайлора, Карла Маркса и Томаса Роберта Мальтуса.

Эдвард Тайлор

Одним из главных ученых в области ранней культурной эволюции был Эдвард Тайлор. Годы жизни с 1832 по 1917 год, Тайлор считал, что культуры проходят три определенные стадии развития: дикость, варварство и цивилизацию. Подобно человеку, поднимающемуся по лестнице, он утверждал, что все общества поднимаются по этим трем стадиям культурной эволюции; некоторые просто продвинулись дальше, чем другие.

В дополнение к своей весьма противоречивой теории Тайлор считал, что культуры, которые он считал дикими, застряли в прошлом, потому что они просто не знали, как взаимодействовать с окружающей средой. Когда они освоят это искусство, они тоже будут развиваться. К сожалению, его использование слов «дикарь» и «варварство» лишь усилило цивилизационное превосходство, которое уже было чересчур распространено среди модернизированного Запада.

Карл Маркс

Оставив этапы Тайлора, переходим к работам Карла Маркса, автора историко-материалистического подхода к вопросу.

Согласно его теории исторического материализма, культура развивалась из-за необходимости производить, чтобы выжить. Проще говоря, она прогрессировала по мере увеличения населения и, следовательно, увеличения материальных потребностей.

С увеличением потребностей люди начали вступать в социальные отношения друг с другом. Однако эти отношения не были случайными и существовали в вакууме. Они были основаны на разделении труда, поручении разных задач производственного процесса разным людям с целью повышения эффективности и производительности.

В отличие от Тайлора, который отстаивал переход от дикости к цивилизации, Маркс утверждал, что культурная эволюция проходила через три способа производства. Это первобытный коммунизм или групповая собственность; к феодализму или власти, основанной на землевладении; в конечном итоге к капитализму или свободной рыночной экономике.

Томас Роберт Мальтус

Оставив работы Маркса, остановимся на теории Томаса Роберта Мальтуса, теоретика мальтузианской катастрофы. Автор концепции утверждает, что культурный прогресс неизбежно будет остановлен голодом и болезнями из-за перенаселения. По иронии судьбы, в то время как многие ученые считали, что человеческая культура движется к большому прогрессу, если не просто к совершенству, Мальтус утверждал, что перенаселение приведет к резкой остановке.

Другими словами, природные ресурсы Земли не смогут успевать восстанавливаться за ростом населения. Рано или поздно это приведет к голоду и болезням, которые, в свою очередь, остановят рост населения и культурное развитие.

В результате мальтузианской катастрофы возник неомальтузианский принцип. Те, кто придерживается этого принципа, согласны с тем, что рост населения является серьезной проблемой. Поэтому сторонники неомальтузианства думают, что рост населения должен быть направлен на использование контрацепции и контроля над рождаемостью. Для тех, кто придерживается этой концепции, это лучший способ гарантировать, что будет создано достаточно ресурсов для обеспечения выживания будущих поколений.

Краткие итоги урока

Когда речь идет о культурной эволюции или развитии и прогрессе, существует множество различных теорий и точек зрения.

Эдвард Тайлор, один из главных ученых в этой области, считал, что все культуры поднялись по лестнице прогресса, пройдя три основные стадии: дикость, варварство и цивилизация. Столкнувшись с многочисленными различиями между мировыми культурами, он заявил, что некоторые из них продвинулись в эволюционном процессе дальше, чем другие.

Карл Маркс был автором историко-материалистического подхода. Согласно концепции исторического материализма, культура развивалась из-за необходимости обеспечивать, чтобы выжить, и человеческие отношения развивались на основе разделения труда, распределения разных задач производственного процесса другим людям с целью повышения эффективности труда и производительности. В ходе этого процесса происходят три этапа: первобытный коммунизм или групповая собственность; феодализм, или власть, основанная на землевладении; и капитализм, или свободная рыночная экономика.

Резко отличаются от этих теорий работы Томаса Роберта Мальтуса, виновника мальтузианской катастрофы. Его работа утверждает, что культурный прогресс неизбежно будет остановлен голодом и болезнями из-за перенаселения планеты. Из этой теории катастрофы возник неомальтузианский принцип — утверждение, что рост населения необходимо регулировать с помощью использования контрацепции и контроля над рождаемостью.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *