Первичная и вторичная социализация

Что такое социализация?

Социализация (далее С) – это процесс, посредством которого дети узнают о культурных нормах и ожиданиях общества. Они учатся тому, как стать полезным и уважаемым членом своего общества. Двумя типами являются первичная и вторичная социализация.

Социализация любой формы оказывает существенное влияние на развитие детей на этапах раннего детства. Лиц, способствующих первичной и вторичной социализации, называют агентами. Каждый из них играет разные роли (родитель, учитель, сверстник, наставник).

Существует множество известных теорий относительно природы, воздействия и важности С. Некоторые из наиболее влиятельных из них:

  • Теория Талкотта Парсонса. Его теория первичной социализации была одной из самых ранних. Он заявил, что основной целью первичной социализации является подготовка ребенка к эффективной вторичной социализации. Первичная социализация детей ближайшими членами семьи также окажет влияние на то, как они вырастут. По мнению Парсонса, первичная С повлияла на формирование личности и взглядов человека. Поведение, одобренное непосредственными родителями, использовалось детьми на протяжении всей жизни, потенциально переживая поведение, которому научили в ходе вторичной С. Приверженность детей такому поведению была результатом настойчивости родителей в их социализации. Если ценности и модели поведения не были прочно укоренены в сознании детей, они не знают, как правильно и адекватно функционировать в обществе. Возможно, ценности, прочно не привитые первичной социализацией, могут быть вытеснены ценностями, привитыми при вторичной социализации.
  • Социальный бихевиоризм, разработанный Джорджем Гербертом Мидом. Он заявил, что люди развивали манеры и привычки, моделируя взаимодействие других людей, которое, по их мнению, было принято обществом. В этой теории прямое взаимодействие не было способом обучения. Вместо этого наблюдения ребенка за действиями других были основным методом обучения.
  • «Зеркальное селфи», разработанное Чарльзом Хортоном Кули. Эта теория связана с социальным бихевиоризмом, но фокусируется на том, как формируется идентичность человека. Кули заявил, что на личность человека влияет то, как он взаимодействует с другими людьми и как, по его мнению, люди его воспринимают.
  • Три стадии когнитивного развития, разработанные Жаном Пиаже. Он разделил раннее детство на сенсомоторную, предоперационную, конкретно-операциональную и формальную операционную стадии. На этих этапах дети развивают свое познание и способ восприятия мира, и родители и другие люди должны помогать детям в развитии этого познания.

Определение первичной социализации — это этап, на котором родители рассказывают своим детям об обществе и о том, как они могут стать полезными членами своего сообщества. В основном это делается один на один или в небольших группах. Однако иногда в этом могут участвовать и другие агенты.

Основными элементами первичной социализации являются:

Примеры первичной социализации

  • Существует множество примеров первичной социализации, в основном включающих влияние ближайших родственников ребенка.
  • Родители учат детей спрашивать, прежде чем брать что-то у других детей, например, могут ли они забрать у них игрушки. По мере того, как дети подрастают, у них расширяется привычка спрашивать об обмене информацией и о других взаимодействиях.
  • Жестокие родители учат детей, что насилие может быть эффективным инструментом решения проблем. По мере взросления детей это может привести к девиантному и агрессивному поведению.
  • Родители учат сына, что он должен придерживать дверь сестрам, когда они уходят. В результате, когда он станет старше, он будет прикрывать двери для других девочек.

Что такое вторичная социализация?

Определение вторичной социализации — это тип социализации, который происходит, когда люди, кроме родителей или ближайших членов семьи, учат детей, как себя вести или каков моральный кодекс их сообщества. Агентами вторичной социализации являются учителя, сверстники и друзья. По мере того, как дети растут и узнают больше о своем сообществе, число агентов будет продолжать расти.

Важнейшими элементами вторичной социализации являются:

  • Изучение того, как культурные нормы интерпретируются и используются за пределами ближайших родственников.
  • Научитесь уважать авторитетных лиц, помимо ближайших родственников.
  • Использование техник, сформированных в ходе первичной социализации, или переосмысление учений о первичной в среде вторичной социализации.

Сосредоточение внимания на подготовке ребенка к достижению компетентности, то есть состояния следования социальным нормам и выполнения целей и ожиданий, возложенных на него обществом.

Наиболее распространенными агентами, участвующими во вторичной социализации, являются:

  • Учителя
  • Расширенные члены семьи (тети, дяди, бабушки и дедушки)
  • Друзья
  • СМИ

Примеры вторичной социализации

Существует множество примеров вторичной социализации, которая может происходить на протяжении всей жизни индивида. Однако тип вторичной социализации, который происходит сразу же после ее начала, в раннем детском развитии, может оказать существенное влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

Примеры вторичной социализации включают:

  • Учителя советуют учащимся спрашивать разрешение перед использованием инструментов или выполнением определенных задач. Это расширяет образование, предоставляемое родителями в процессе первичной социализации.
  • Склонность к насилию, приобретенная в жестоких семьях, заставляет детей-подростков общаться со сверстниками, которые также выросли в жестоких семьях. Это еще больше закрепляет девиантное поведение и нормы.
  • Мальчика, которого учили, что дверь перед женщинами должны придерживать мужчины, упрекает учитель или другой член среды вторичной социализации. Ему говорят, что держать двери для женщин — знак того, что он считает женщин слабыми и нуждаются в помощи для выполнения простых задач. В результате он больше не будет держать двери открытыми для женщин и детей.

Первичная и вторичная социализация

Хотя оба типа имеют схожие характеристики, в том числе то, что влияют на развитие детей, между первичной и вторичной социализацией существуют явные различия.

  • В первичной социализации доминируют ближайшие родственники, тогда как вторичная, включает в себя воздействие внешних агентов, таких как учителя и друзья.
  • Первичная социализация происходит на ранних стадиях детского развития. Вторичная происходит позже в жизни ребенка и продолжается на протяжении всей жизни человека.
  • В то время как первичная социализация является доминирующей силой в период взросления ребенка, вторичная может постепенно взять верх и может либо улучшить, либо заменить концепции, усвоенные детьми в раннем детстве.

Краткие итоги урока

Социализация – это процесс, посредством которого дети узнают о культурных нормах и ожиданиях своего сообщества. Первичная социализация происходит, когда родители и другие члены семьи ребенка обучают его культурным нормам. С другой стороны, вторичная случается под влиянием внешних агентов, таких как учителя и друзья. Средства массовой информации также могут оказывать сильное влияние во время вторичной социализации. Существует несколько влиятельных теорий относительно природы и цели первичной и вторичной социализации. Талкотт Парсонс создал одну из самых ранних и наиболее влиятельных теорий первичной социализации и утверждал, что основная цель первичной — подготовить ребенка к вторичной социализации. Парсонс также заявил, что первичная социализация может подготовить ребенка к взрослой жизни.

Ценности, усвоенные в ходе первичной социализации, могут оставаться с ребенком на протяжении всей его жизни. Хотя оба типа социализации приводят к развитию многих сторон растущего ребенка, между этими двумя этапами социализации существуют явные различия. Наиболее очевидным является то, что агентами первичной социализации являются члены ближайших семей ребенка, а агентами вторичной — преимущественно внешние. Другие различия между двумя стадиями заключаются в том, что, хотя первичная социализация происходит на ранних этапах жизни ребенка, а вторичная происходит позже и продолжается на протяжении всей взрослой жизни.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *