Нетеистические религии

Нетеизм

Общий термин «религия» охватывает широкий спектр традиций, некоторые из которых включают веру во многих божеств, другие верят в одного, или вовсе не верят в бога, а третьи, вовсе не сосредотачивают внимание на идолах. Есть несколько полезных терминов, которые помогут при обсуждении божеств и религиозных традиций. Они основаны на греческом слове теос, что означает «бог» или «божество», и к ним добавляются префиксы для изменения значения. Например, «атеизм» представляет собой комбинацию греческого префикса а- и корневого слова теос, что означает, что атеизм направлен «против бога». Некоторые важные термины для обсуждения верований приведены ниже:

  • теизм – это вера в одно или несколько божеств;
  • атеизм – это вера в отсутствие бога;
  • нетеизм — это вера в то, что божества, независимо от того, существуют они или нет, не влияют на то, как человек должен прожить свою жизнь;
  • монотеизм – это вера и поклонение только одному богу;
  • политеизм — это вера, в более чем одного, или множество богов и поклонение им;
  • генотеизм — это вера более чем в одно божество, но поклонение только одному.

Невозможно сказать, когда в истории возникли эти системы. Однако индуизм, зародившийся еще в третьем тысячелетии до нашей эры, прочно утвердился в теистических верованиях, как и зороастризм, зародившийся во втором тысячелетии до нашей эры. Теистические учения, независимо от того, скольким божествам поклонялись, были распространены в древнем мире, поскольку люди часто связывали божества со стихиями и природными силами, которые управляли их жизнью. Одной из старейших нетеистических систем верований является буддизм, который зародился еще в шестом веке до нашей эры и учил, что божества могут существовать, а могут и не существовать, но что жизнь следует прожить, следуя этическим стандартам, а не поклоняясь божествам.

Нетеистическая религия

Некоторые из основных религий мира придерживаются нетеистических практик. Хотя нетеистические концепции все еще включают веру в божества, они учат последователей тому, что конечная цель состоит не в поклонении кому-либо или угождении ему, а, скорее, в следовании этическим стандартам или руководящим принципам. Нетеистические религии часто называют «этическими», потому что они учат, что следует следовать моральному кодексу, а не заповедям божества. Эти учения дают рекомендации о том, как жить этично, не практикуя насилие, проповедуя благотворительность и медитацию.

Самой известной религией, которая считается нетеистической, является буддизм, но есть и другие, подпадающие под эту категорию:

  • Индуизм, в зависимости от практикующего, часто является нетеистическим, если основное внимание уделяется следованию моральным принципам, а не поклонению божествам;
  • Конфуцианство в значительной степени нетеистично, поскольку оно учит философии жизни, а не поклонению;
  • Даосизм, адаптированная форма конфуцианства, также учит философским верованиям вместо поклонения богам;
  • Джайнизм, ответвление индуизма, учит этике крайнего ненасилия, а не поклонению божествам.
    Некоторые ветви иудаизма, христианства и ислама также являются нетеистическими, поскольку практикующие следуют этическим ценностям учений, не веря в божество и/или не поклоняясь ему.

Назвать религию «теистической» или «нетеистической», а также «монотеистической», «генотеистической» или «политеистической» сложно, потому что она выглядит по-разному для каждого человека, который ее исповедует. Как правило, иудаизм, христианство и ислам считаются монотеистическими религиями, поскольку они пропагандируют веру, поклонение и следование заповедям Бога (называемого Яхве в иудаизме и Аллахом в исламе). Индуизм часто характеризуют, как политеистический, поскольку в нем много божеств. В то время как некоторые индуисты поклоняются многим божествам, другие индуисты являются генотеистами, потому что поклоняются только одному, хотя верят, что существует множество других.

Политеизм и атеизм в индуизме

Многие ученые считают индуизм старейшей религией в мире, зародившейся еще в III веке до нашей эры в цивилизации долины Инда, на севере современной Индии. Сегодня она, чаще, практикуется в Индии, хотя последователи есть по всему миру. В массовой культуре и практике индуизм является политеистическим, поскольку в нем есть пантеон с множеством разных богов и богинь. Некоторые индуисты поклоняются нескольким божествам и следуют их учениям или идеалам. Наиболее распространенные идолы в индуизме называются Тримурти, тремя богами: Брахмой-творцом, Вишну-хранителем и Шивой-разрушителем. Однако у некоторых индуистов есть более генотеистические практики, когда они посвящают себя исключительно одному божеству, например, Вишну, даже несмотря на то, что они верят, что другие боги существуют.

Несмотря на пантеон, индуизм также допускает нетеистические верования и практики. Даже для теистических индуистов наиболее важной частью концепции являются не божества, а высшая реальность или сила во вселенной, называемая Брахманом, которая проявляется во всех живых существах. Для некоторых Брахман является верховным богом, а для других Брахман — это просто всепроникающая сила, подобная энергии или космосу. Поскольку каждый человек и живое существо содержит часть этой силы, индуизм диктует, что соблюдение этических и моральных стандартов уважения к себе и всем остальным имеет важное значение. Эта система этических и моральных стандартов или обязанностей называется дхармой, что буквально означает «долг». В индуизме дхарма каждого человека различна в зависимости от его жизненного положения. То, насколько хорошо человек следует своей дхарме, определяет его карму, взаимодействие негативных и позитивных намерений и реакций, которые затем определяют его следующее перевоплощение или перерождение. Цель индуизма — в конечном итоге избежать этого бесконечного цикла рождений и перерождений, следуя своей дхарме и обретя мокшу, освобождение от цикла перевоплощений.

Скульптура Рамы, воплощения Вишну

Скульптура Рамы, воплощения Вишну, с его супругой, богиней Парвати.

Является ли буддизм политеистическим или монотеистическим?

Примерно в VI веке до нашей эры буддизм зародился в Индии, как ветвь индуизма. Хотя буддизм все еще практикуется в Индии, он наиболее распространен в других частях Азии, включая Китай, Японию, Таиланд, Корею и даже — в меньшей степени — в странах Северной Америки и Европы. Привлекательность буддизма для многих людей заключается в том, что это прежде всего нетеистическая религия, которую часто считают философией, а не строгой религиозной практикой. Буддизм начался с основателя Сиддхартхи Гаутамы, прозванного «Просветленным» или Буддой, который был индуистским принцем в VI веке до нашей эры. Согласно традиции, Сиддхартха признавал, что выполнения своего индуистского долга недостаточно для достижения просветления, поскольку дворяне продолжали оставаться богатыми, а бедные продолжали страдать. Он учил, что существуют Четыре Благородные Истины жизни, заключенные в идее о том, что жизнь — это страдание, вызванное привязанностью, и что признание этого и практика непривязанности могут привести к нирване или просветлению.

Для некоторых буддизм и теизм могут сосуществовать. Однако, хотя некоторые буддисты верят в индуистский пантеон, а другие являются атеистами, буддизм в значительной степени считается нетеистической религией, поскольку конечная цель — не следование заповедям или учениям какого-либо божества, а скорее следование этике и моральному кодексу, изложенным Сиддхартхой в его учениях. Учение Сиддхартхи, которое, по мнению некоторых буддистов, изложено в буддийских религиозных текстах, называемых Сутрами и Трипитакой, часто вместе именуется дхармой (отличной от индуистской дхармы). Лучшим примером буддийского учения является «Восьмеричный путь», собрание восьми способов практиковать «правильную» жизнь, которые включают «правильные действия», «правильную речь» и «правильную осознанность». Соблюдение умеренности во всем является основным направлением буддийской этики.

Скульптура Будды

Скульптура Будды

Является ли конфуцианство политеистическим?

Конфуцианство, названное в честь его основателя Конг Фузи (которого в западном мире называли Конфуцием), зародилось примерно в VI веке до нашей эры в Китае и было официальной религией Китая на протяжении примерно двух тысячелетий. Хотя конфуцианство называют религией, в первую очередь оно считается философией. Конфуцианство сегодня практикуется в основном в Китае, хотя некоторые следуют философским учениям и в других частях мира. Как и буддизм, конфуцианство почти исключительно фокусируется на этике и морали и в целом является нетеистической традицией, хотя некоторые последователи верят в божеств и поклоняются им.

В то время как большая часть буддизма сосредоточена на умеренности и внимательности, конфуцианство занимается активной помощью человечеству в предотвращении страданий. Эта концепция доброжелательности, которая отдает приоритет морали и традициям помощи и уважения к человечеству, в конфуцианстве называется жэнь. Жэнь — одна из пяти констант и четырёх добродетелей, считающихся моральным кодексом конфуцианства, которые также включают ритуал (ли), знание (чжи) и честность (синь).

Итоги урока

Религиозные традиции во всем мире имеют разные представления о том, какие божества существуют и следует ли им поклоняться. Есть несколько конкретных терминов, которые относятся к этим идеям:

  • Теизм: Представляет собой веру в одного или нескольких богов.
  • Нетеизм: Определяется сосредоточением на моральных заповедях и культурных традициях, при этом не делая акцент на богах и не принимая определенной позиции относительно их существования.
  • Монотеизм: Представляет собой убеждение и поклонение только одному богу.
  • Политеизм: Отличается верой в более чем одно божество и преданностью им.

Концепции, лишенные теистических убеждений, иногда называют «этические религии», поскольку их акцент сосредоточен на соблюдении моральных принципов и этики, а не на следовании указаниям свыше.

Индуизм часто рассматривается как нетеистическая вера, поскольку большинство последователей этой религии исповедует убеждение в существовании высшей реальности, известной как Брахман. Брахман воспринимается как сила и воплощается в каждом живом существе. Индуисты, чтобы проявить уважение к Брахману, следуют своей дхарме, или долгу, который устанавливает их моральные и этические обязанности.

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, известный как «Просветленный», считал, что следование умеренности и внимательности через следование Восьмеричному Пути представляет собой верховное моральное благо.

Конфуцианство, являющееся религией Китая в течении двух тысяч лет, придает великое значение концепции жэнь, акцентируя важность морали и традиций, превыше собственных личных желаний.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *