Анимизм: определение и практика

Что такое анимизм?

Его можно определить, как тип реляционного мировоззрения, в котором мир и каждое существо в нем, включая людей, животных, растения, земли и воды, являются частью взаимосвязанной паутины бытия. В анимизме люди не имеют особого титула, отдельного от других живых существ или даже неодушевленных предметов; скорее, люди играют роль в отношениях, как и все остальные в паутине жизни. Латинский корень анимизма — анима, что означает дыхание, дух и жизнь. Точно так же, как вены соединяют органы человеческого тела для поддержания жизни, с анимистической точки зрения, мировую душу или дух можно рассматривать как связь между всем, что вдыхает жизнь во вселенную.

Храм анимистов во Вьетнаме

Храм анимистов во Вьетнаме

Анимизм: религия или мировоззрение?

Хотя анимизм в значительной степени ориентирован на духовность, продолжаются споры о том, следует ли рассматривать его, как разновидность религии. Как и религии, он является широко распространенной практикой, и фактически, практика анимизма предшествует большинству религий; однако, в отличие от религий, которые придерживаются набора общих верований и практик, анимизм зависит от культуры, а это означает, что он практикуется по-разному в зависимости от культуры практикующего. Кроме того, его последователи обычно сосредоточены на духе и взаимосвязанной природе всех живых существ в повседневной жизни. Напротив, религии часто рассматривают духовность как собственную практику, отдельную от мирского, земного мира. Следовательно, анимизм на самом деле не может быть определен как одна религиозная практика, и вместо этого его лучше рассматривать, как способ религиозной практики, основанный на отношениях внутри мира природы, как мировоззрение, которое связывает существование или личность с нечеловеческими существами.

Анимистические верования и практики

Хотя анимизм практикуется по-разному во многих культурах мира, в целом его можно описать как общую веру в духовных существ. Многие считают, что люди занимают особую категорию, отличную от всего остального в мире; мы определяем общество и культуру, как аспекты человеческого существования, отдельные от природы. Тем не менее, с анимистической точки зрения, важен тот факт, что люди постоянно взаимодействуют с миром природы. Например, мы растим животных и растения в своих домах и разговариваем с ними. Бактерии буквально живут в наших телах, и мы используем мировые ресурсы до такой степени, что экосистемы и ландшафты меняются навсегда.

Таким образом, анимизм — это вопрос об отношениях между материей и духом; он простирается за пределы человеческого мира в мир духовный, в котором все существа несут жизнь через связи внутри мировой души. Согласно анимистическим верованиям, все материальные явления обладают силой действия; физическое, или материальное, существует с духовным, и эта связь живет во всех существах. Животные, растения, земли, воды, скалы и горы живы, и поэтому люди должны жить в равных отношениях уважения и взаимности со всеми другими живыми существами.

Шаманизм

Шаманизм — это практика, существующая в различных культурах по всему миру; она предполагает работу с духами, чтобы понять взаимосвязанную природу всего живого во вселенной. Соответственно, шаманов, роль которых заключается в общении с духовным миром, можно рассматривать как практиков анимизма. Шаманы играют уникальную роль в разных странах и сообществах, часто среди различных анимистических культур, а это означает, что их нельзя определить одним набором верований; тем не менее, большинство шаманов в разных культурах практикуют схожие практики.

В анимистических сообществах шаманы — это высококвалифицированные специалисты, которых нанимают для взаимодействия с лицами, отличными от людей; они обычно отвечают за исцеление и другие виды деятельности, связанные с индивидуальным и общественным благополучием. Эти практики обычно выполняются, когда шаманы общаются с миром духов, получая доступ к духовным связям, которые существуют между живыми существами (людьми, животными, водами и т.д.). Чтобы установить эти связи, шаманы принимают участие в различных мероприятиях, таких как игра на барабанах, танцы и пение. Более того, шаманы часто имеют тесную связь с духами животных, что дает им более глубокое понимание практик гадания, диагностики и пророчества.

Практикующий шаман

Практикующий шаман

Анимистические религии: примеры

Анимизм часто изображается как примитивная вера в духов. Однако, факт заключается в том, что он развивался параллельно и внутри многих мировых религий и был включен в современную практику. Например, в гавайских системах верований Мауна-Кеа, гора на острове Гавайи, рассматривается как старший предок или воплощение гавайских божеств. Народ Бва в Мали и Буркина-Фасо в Африке верит, что в масках обитают духи. И не только религии коренных народов практикуют анимизм, даже монотеистические религии, такие как христианство и ислам, верят в человеческие души, духов и загробную жизнь. Это не примитивные верования, а, скорее, сложные религии и мировоззрения, менявшиеся с течением времени.

Синтоизм

По-японски синто означает «путь богов», а синтоизм — это японская вера, основанная на преданности духовным существам, называемым ками. В отличие от большинства других религиозных практик, ками — не всемогущие боги, а скорее духи, заботящиеся о здоровье и счастье человека. В Японии ками представлены местными святынями, где практикующие могут регулярно проходить ритуальные чистки. Подобно анимизму, синтоизм — это аспект повседневной жизни, в котором синтоисты не сосредоточены на отдельной религии. Вместо этого у них есть постоянная связь с духовным миром, в котором ритуал заменяет веру. И подобно шаманам, жрицам или мико исполняют священные танцы, называемые кагура, чтобы направить ками. Мико рассматриваются как буквальное воплощение Ками, поскольку они говорят, поют и танцуют, чтобы установить связь с духовным миром.

Пантеизм

Пантеизм, образованный от греческих корней «пан», что означает «все», и «теос», что означает «Бог», представляет собой веру в то, что Бог является синонимом Вселенной. Другими словами, все во вселенной является частью Бога, и ничего не существует вне Бога. Пантеистическая мысль утверждает, что все связано через Бога, что вся вселенная — это один, связанный дух; Точно так же анимизм поддерживает взаимосвязанную природу и духовность всех существ. Однако, разница в том, что анимизм больше фокусируется на отдельных духах; с анимистической точки зрения каждое существо имеет душу и связано с духовным миром. В отличие от пантеизма, в анимизме все не существует как один дух, а именно Бог.

Буддизм: анимистические элементы

Буддизм — основная мировая религия, ориентированная на просветление или нирвану. Это тип духовного освобождения, при котором люди могут избежать бесконечного цикла страданий и перерождений. В отличие от других религий, буддисты не верят ни в одного Бога. Вместо этого они следуют за Сиддхартхой Гаутамой, также известным как Будда, индийским принцем пятого века до нашей эры. который был первым человеком, достигшим состояния нирваны. Он сделал это, отказавшись от своего богатства, чтобы жить бедным путешественником и практикуя глубокую медитацию.

Когда анимизм определяется, как реляционное мировоззрение, в котором социальное существование распространяется на нечеловеческие сущности, такие как растения и животные, он имеет много связей с буддизмом. Например, когда Будда достиг нирваны, сидя под деревом, считается, что он общался с нечеловеческим миром природы. В писаниях буддизма Тхеравады существует история, в которой Будда наказывает группу монахов за то, что они рубят деревья для строительства своих домов. Будда создает правило, запрещающее необоснованное уничтожение растений. Стефани Каза, практикующий буддист и профессор экологических исследований в Университете Вермонта, описывает паломничество, во время которого она практиковала дзен-шикантазу, разновидность сидячей медитации. Во время этой медитации Каза сидела рядом с деревьями, чтобы иметь возможность уважительно взаимодействовать с ними и выразить свой гуманизированный взгляд на то, кем (или чем) является дерево. Буддизм учит, что люди могут учиться у растений и животных; таким образом, такие практики, как веганство и защита окружающей среды, можно отнести к буддийской мысли, как форме реляционного анимизма, в котором люди должны уважать личность всех существ на пути к просветлению.

Буддийская статуя

Буддийская статуя

Неоязычество

Оно основано на древних языческих традициях и понимании священной и взаимосвязанной природы. Когда неоязычники называют себя анимистами, они имеют в виду тот факт, что они уважают окружающую среду как полную нечеловеческих живых существ, и что у них есть духовная связь с природой. Соответственно, неоязычники часто ассоциируются с экологической активностью и используют ритуальные практики для поддержки своих социальных целей. Неоязыческий ритуал похож на анимистический шаманизм, поскольку оба предполагают связь с духовным миром. Во время ритуала многие неоязычники сидят в кругу, который символизирует огонь, воду, воздух и землю как силы природы. И подобно тому, как шаманы общаются с духами и воплощают животных, неоязычники воплощают духов богов и богинь, путешествуя по другим сферам существования.

Религии коренных народов

Несмотря на то, что существует множество разнообразных групп коренных народов с различными культурами и обычаями, коренные народы — это термин, который объединяет эти группы, как людей, которые живут не в соответствии с системой национального государства, а, скорее, в реляционном мировоззрении, в котором они связаны в космосе. Подобно анимизму, коренное население обычно означает «земли и воды», и эта связь с землей и водой включает людей, растения, животных и камни, а также других живых существ. Большинство коренных народов существуют в системе реляционной солидарности, которая фокусируется на всем сообществе живых существ, а не на личности. Коренные народы бросают вызов распространенному на Западе представлению о том, что люди существуют вне природы и воздействуют на нее, понимая, что люди действуют вместе с природой и по отношению к ней.

Другой аспект анимизма можно увидеть в языках коренных народов, поскольку они выражают понимание животных, растений, камней, земель и вод, как обладающих свободой воли. Например, при сравнении английского языка с большинством языков коренных народов, английский в значительной степени опирается на существительные, тогда как слова на языках коренных народов представляют собой активные отношения (глаголы). Например, слово «волк» на английском языке просто относится к животному, в то время как слово «маинган», которое на оджибве означает «волк», представляет собой родственника, который живет с людьми в мире; таким образом, волк, которого можно увидеть в зоопарке, не является майинганом. Точно так же в английском языке слово «залив» — это существительное, которое просто означает морской залив; однако на оджибве словом «залив» является глагол «wiikwegamaa», который несет в себе жизнь и цель. В оджибве большинство английских существительных одушевлены и имеют глагольную форму «быть»: быть пляжем, быть холмом, быть горой и т. д.

Помимо анимации, передаваемой на языках коренных народов, многие общины коренных народов также практикуют анимистический шаманизм. Например, яномами, коренные жители тропических лесов Амазонки в Венесуэле и Бразилии, имеют сильную связь с духовным миром посредством шаманизма. В культуре яномами шаманы общаются с духами или ксапирипе, чтобы практиковать целительство, космологию, толкование снов, а также получать ботанические знания и делиться ими.

Наконец, коренные народы часто делятся своей историей и религиями посредством устных рассказов, в которых фигурируют персонажи-обманщики. В соответствии с анимизмом, трикстеры — это озорные сверхъестественные существа, которые обычно принимают облик животных, таких как койот, кролик и ворон. В историях коренных народов трикстер может играть множество различных ролей: он может работать с создателем; наводить порядок в мире; красть солнце, огонь и воду; и обучать культурным навыкам, традициям и урокам. И все же трикстер (обманщик) — это именно он, он может быть тщеславным, лживым и хитрым; он помогает устанавливать социальные правила, чтобы иметь возможность сознательно нарушать их, и часто становится жертвой собственных розыгрышей, чтобы преподать урок.

Ацтекская птица-обманщик

Ацтекская птица-обманщик

Что такое анимистическое мышление?

Несмотря на свой духовный подтекст, анимизм существует и вне религии и мировоззрений. Например, Жан Пиаже был известным психологом, выдвинувшим теорию этой концепции в развитии ребенка. Пиаже описал детей в возрасте от двух до семи лет, как находящихся на предоперационной стадии когнитивного развития. На этом этапе дети мыслят символически, а не когнитивно, и анимизм является одной из ключевых особенностей этого предоперационного периода. По мнению Пиаже, дети на этом этапе верят, что природа и неодушевленные предметы живы; например, они верят, что их игрушки обладают свободой действий.

Итоги урока

Анимизм – это понимание того, что все в мире имеет дух. С анимистической точки зрения люди не играют особой роли во Вселенной; растения, животные, камни, горы, земли и вода также одушевлены и обладают индивидуальностью. Шаманизм также является чрезвычайно важным аспектом большинства анимистических сообществ. Шаманы — это обученные профессионалы, чья роль заключается в контакте с духовным миром для практики исцеления и других видов деятельности, способствующих общественному благополучию.

Более того, анимизм можно увидеть во многих современных мировых религиях. В японском синтоизме анимизм практикуется, поскольку синтоисты общаются с духовными существами, называемыми ками, посредством ритуальных практик. Пантеизм – это вера в то, что все во Вселенной связано через Бога. Анимизм также можно рассматривать в аспектах буддизма, поскольку буддийские писания содержат истории, в которых Будда встречается с духами-анимистами и почитает личность растений и животных. Точно так же неоязычество содержит элементы анимизма, поскольку неоязычники разделяют духовную связь с природой. Что наиболее важно, индинальные культуры известны тем, что практикуют анимизм благодаря своим мировоззрениям, которые помещают людей по отношению к растениям, животным, землям и водам как существам, совершающим действия по собственной свободной воле.

Часто задаваемые вопросы

Что является примером анимизма?

Один из примеров можно увидеть в языках коренных народов. С точки зрения коренных народов или реляционного мировоззрения животные, растения, земли и воды несут в себе свободу действий и индивидуальность. Таким образом, существительное в английском языке становится глаголом в большинстве языков коренных народов: быть горой, быть волком, быть заливом, быть пляжем и т. д.

Во что верит религия анимизм?

Это не одна религия; скорее, это культурно-специфическое мировоззрение, которое меняется в зависимости от культуры, в которой оно практикуется. Однако большинство анимистических культур обычно верят в духовный мир. В частности, анимисты верят, что все существа во вселенной, включая животных, растения, камни, земли и воды, обладают свободой воли и духом.

Какое лучшее определение анимизма?

Анима относится к дыханию, духу и жизни. Проще говоря, — это мировоззрение, которое утверждает, что все существа, люди, животные, растения, земли и воды, живут во взаимосвязанной паутине духовности. Концепция применяет индивидуальность и свободу действий к нечеловеческим существам.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *