Критическое мышление: концепция и примеры

Что такое критическое мышление

Критическое мышление можно определить как практику проверки доказательств с целью прийти к обоснованным решениям и убеждениям. Это влечет за собой требование доказательств и рассмотрение проблемы с разных точек зрения. В западной традиции его продвигали многие известные личности, от Сократа до Рене Декарта и Джона Дьюи. Каждый мыслитель признавал, что человеческое суждение подвержено ошибкам, и поэтому нам следует проявлять некоторую осторожность, поддерживая ту или иную точку зрения. Более того, они поощряли активно подвергать сомнению и анализу утверждения, даже, когда возникает соблазн просто принять их за истину. Таким образом, основой критического мышления является вопрошающее отношение к любой предлагаемой точке зрения или утверждению, включая собственное.

Широкое значение критического мышления

Критическое мышление — это широкое понятие, которое можно выразить по-разному. Несмотря на широту критического мышления, существует несколько основных компонентов, которым уделяется особое внимание во всей западной традиции. Эти компоненты включают в себя следующее:

  • Эмоциональные способности. Способность мотивироваться любопытством и любознательностью, устойчивость к скуке и разочарованию. Три ключевых эмоциональных навыка — это скептицизм, любопытство и смирение. Любопытство — это стремление к поиску новой информации, скептицизм — это отказ слепо или без достаточных доказательств поддерживать убеждения, а смирение предполагает готовность признать свою неправоту.
  • Способность к умозаключениям – способность делать выводы из фактов или предпосылок, использовать навыки аргументации, чтобы придать логическую структуру взгляду или теории.
  • Способность к наблюдению – способность обращать внимание на свои сенсорные данные и формулировать то, что он испытывает.
  • Способность задавать вопросы – способность оценить сложность проблемы и сформулировать некоторую проблему или загадку, требующую решения.
  • Творческие способности – возможность выражать множество объяснений, решений или анализов.
  • Способность консультировать – умение обращаться к другим людям за информацией.
  • Способность суждения — умение сформулировать проблему на нужном уровне конкретики и общности, умелое применение концепций, понимание того, насколько доверие к суждению оправдано доказательствами.

Истоки критического мышления

Понятие критического мышления можно проследить до Древней Греции, откуда и произошел этот термин. Для древнегреческих философов претензии на знание должны были быть проверены посредством рассуждений и представленных отчетов. Например, если бы политик заявил, что его программа справедлива, философ захотел бы изучить его теорию справедливости и проверить ее выводы на предмет несоответствий. Сократ был, пожалуй, самым образцовым философом в плане проведения экзаменов. Большая часть того, что мы знаем о Сократе, происходит из его изображения в диалогах Платона. Платон был одним из учеников Сократа, который очень уважал его. У Платона, в свою очередь, был учеником Аристотель, который тоже был критическим мыслителем. По мнению Аристотеля, необходимо было обдумать и взвесить разные ответы на вопросы. Рассмотрев несколько точек зрения, можно получить более полное представление.

Критическое мышление также было важной частью Просвещения, интеллектуального движения в Европе восемнадцатого века и около него. Один из самых известных мыслителей раннего Просвещения Декарт считал, что основания теории должны быть несомненными. Он считал необходимым найти достоверные убеждения и на их основе разработать более широкую теорию. Если какое-либо убеждение потенциально может быть ошибочным, его следует отвергнуть, чтобы оно не приводило к дальнейшим ошибкам в теории.

В более современном контексте американский философ Джон Дьюи выступал за критическое мышление в образовании. Для Дьюи это было навыком, который необходимо прививать через систему образования, чтобы сделать учащихся лучшими мыслителями и лучшими гражданами. Он выделил схему этапов критического мышления в различных контекстах и ​​проанализировал эмоциональные и рациональные компоненты, необходимые для успешного мышления.

Примеры навыков критического мышления

Критическое мышление можно применять как в повседневной, неформальной обстановке, так и в академической среде. Джон Дьюи приводит пример человека, думающего о погоде. Если они почувствуют, что воздух внезапно стал прохладнее, они могут начать наблюдать за своим окружением. Если они заметят, что небо стало темным и облачным, они могут критически прийти к выводу, что дождь вполне вероятен, и соответствующим образом изменить маршрут прогулки.

Врач, осматривающий пациента, может оценить различные симптомы. Основываясь на том, что они обнаруживают, они могут отметить неоднозначность этих симптомов и воздержаться от суждения до тех пор, пока не будет проведено дальнейшее тестирование. Это связано с тем, что, по их взвешенному мнению, доказательства любого конкретного диагноза недостаточно убедительны, чтобы принять какой-либо план лечения.

Греческий философ Сократ был прекрасным примером критического мышления. Например, в диалоге Платона, Евтифрона, Сократа персонаж изображается изучающим взгляды человека, который утверждал, что знает, что такое благочестие. Когда этот человек определил благочестие как действия, которые нравятся богам, Сократ спросил, любят ли боги поступок, потому что он благочестив, или что-то является благочестивым, потому что боги любят его. Выявив последствия каждой интерпретации, Сократ показал своему собеседнику, что ни одна из точек зрения не является последовательной. Использование разума для изучения последствий точки зрения является отличительной чертой критического мышления.

Важно отметить, что критическое мышление – это не просто принятие общей точки зрения, основанной на одном анекдоте. Анекдот – это история, часто личная, об исключительном событии, человеке или обстоятельстве. Хотя анекдот может быть правдивым сообщением об истории, анекдоты не требуют адаптации общих взглядов. Таким образом, у человека может быть анекдот об агрессивности его кошки. Если бы они приняли точку зрения, что все кошки агрессивны, это не было бы примером критического мышления, поскольку их точка зрения основана на одном анекдоте.

Процесс развития навыков критического мышления

Джон Дьюи выделил пять стадий процесса критического мышления. Он считал, что примеры критического мышления имеют тенденцию давать образец, соответствующий процессу, состоящему из

  1. Предложения — ранняя стадия мозгового штурма, на которой человек творчески генерирует возможные решения.
  2. Интеллектуализация – человек уточняет и лучше формулирует проблему, которую необходимо решить.
  3. Выдвижение гипотезы — человек формирует гипотезу, то есть идею, которую он стремится к дальнейшему изучению и которая, по его мнению, может быть правильным ответом на уточненную проблему. Затем они используют эту гипотезу в качестве ведущей идеи для дальнейшего развития более последовательного взгляда.
  4. Разработка — человек рассуждает об идее и формулирует ее последствия.
  5. Тестирование — человек либо проводит физические эксперименты, либо использует мысленные эксперименты (в своем воображении), чтобы оценить идею.

Важность навыков критического мышления

Навыки критического мышления имеют решающее значение в академической среде. Ожидается, что учащиеся будут применять различные методы для тщательного изучения взглядов и, следовательно, должны быть в состоянии возражать против взглядов и проверять наличие пробелов в предоставленных доказательствах. Более того, студенты должны уметь оценивать конкурирующие точки зрения и умело судить, какая точка зрения заслуживает наибольшего одобрения. Студенческие эссе потребуют предоставления доказательств их взглядов, и, таким образом, студенты должны быть в состоянии обеспечить логическую структуру своих взглядов и понять, не соответствует ли их взгляд с точки зрения доказательств или логики. Студентам также следует обращаться к различным источникам, и вместо того, чтобы верить каждому мнению, которое они слышат, они должны иметь возможность подвергать сомнению эти источники.

Итог урока

Критическое мышление — это процесс использования доказательств и логических рассуждений для принятия обоснованных решений и вынесения обдуманных суждений. Этот термин берет свое начало в древнегреческом языке, а самым образцовым философом критического мышления был Сократ. Сократ исследовал взгляды людей, которые утверждали, что знают предмет, и показал, насколько их взгляды противоречивы или циркулярны. Другие философы, известные своим критическим мышлением, включают Аристотеля и Рене Декарта. В более поздней истории Джон Дьюи обратился к понятию критической мысли и включил ее в качестве основной цели образования. Он определил пятиэтапный процесс критического мышления, который включал в себя внесение предложений, интеллектуализацию проблемы, выдвижение гипотезы о решениях, разработку гипотезы во всестороннем виде и ее проверку. Гипотеза — это предложенное решение хорошо сформулированной проблемы, которую человек намеревается проверить.

Успешное критическое мышление включает в себя различные навыки, в том числе эмоциональные способности, умозаключения, наблюдение, вопросы, воображение, консультирование, суждение. Примечательно, что эмоциональные способности включают любопытство, скептицизм и смирение. Любопытство — это желание получать новую информацию и исследовать альтернативные взгляды, скептицизм — это готовность подвергать сомнению взгляды и требовать доказательств, а не слепо верить им, а смирение — это готовность признать, что можно ошибаться. Используя эти навыки для оценки точки зрения или гипотезы, человек не примет точку зрения, которая подтверждается только анекдотом. Анекдот – это история из личного опыта. Один-единственный анекдот не должен служить основанием для адаптации общего взгляда.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *