В классах преподаватели часто используют лекции. Однако они не всегда позволяют студентам напрямую взаимодействовать с материалом, поскольку во время такого обучения студенты обычно играют пассивную роль в процессе. И наоборот, сократический метод — это метод обучения, при котором учитель задает ученикам вопросы, на которые они должны ответить, сосредоточив внимание на диалоге между учителем и учеником. Идея этого метода заключается в том, чтобы продолжать задавать вопросы до тех пор, пока студент не найдет правильный ответ на свой академический запрос.
Цель использования метода Сократа — помочь студентам развить навыки критического мышления и осмысленно работать с учебными материалами. С помощью этого метода учащимся также предлагается задавать вопросы, а учитель может отвечать на эти вопросы, чтобы помочь критически оценить свою работу. В этом методе обучения используются открытые вопросы, которые просят учащихся обдумать свои идеи по поводу какой-либо концепции или темы.
Этот метод назван в честь Сократа, одного из самых выдающихся древнегреческих философов за всю историю. Из «Апологии Платона» мы узнаем, что Сократ — мудрый человек и красноречивый оратор, хотя он и не считает себя таковым. Однако, поговорив с другими, он понимает, что он мудр, потому что может исследовать себя, признать свои недостатки и еще, что он не знает всего многих вещей. Сократический метод назван в честь этой влиятельной фигуры, потому что Сократ хотел, чтобы ученики сами приходили к своим выводам и находили ответы, а не полагались на учителя.
Сократический метод основан на вопросах и ответах, и это разговорный метод обучения. Цель метода состоит в том, чтобы помочь учащимся познать самих себя, и, хотя некоторые учащиеся считают его пугающим, поскольку они несут ответственность за ответы на ряд вопросов, преподаватели используют этот метод как инструмент обучения, а не как средство унижения. Сократический метод может вызывать некоторый дискомфорт, но в конечном счете он продуктивен в учебной среде. Иногда ученик может знать не все ответы, и цель учителя — задавать вопросы, которые приведут ученика к правильному выводу. Хотя сократический метод наиболее широко признан в качестве стиля преподавания, юристы, психологи и бизнес-профессионалы также используют этот метод в своей карьере.
Софисты и их техника
В Древней Греции софисты были учителями, учеными и ораторами, которые сосредоточивались на аргументах. Они были красноречивыми и часто принимали участие в публичных дебатах. Молодые люди в Греции платили софистам в обмен на образование, чтобы те использовали свои знания для собственной выгоды. Во время образовательных курсов они сосредоточились на том, чтобы научить мужчин аргументировать. Их уважали, хотя и не обязательно любили их сверстники, особенно из-за того, как они учили других аргументировать.
Софисты использовали все возможные методы, чтобы привести аргументы, независимо от того, были ли их слова добрыми. Софисты считали, что могут победить в любом споре, независимо от метода, который они для этого использовали. Они часто использовали логические ошибки в своих аргументах. Логическая ошибка – это аргумент, содержащий недостатки, дезинформацию или не относящиеся к делу моменты. Софисты полагались на свое красноречие, которое помогало им побеждать в спорах. Они умели составлять убедительные предложения, поэтому их слабые аргументы были скрыты убедительной риторикой.
Хотя многие пытались сравнить Сократа с софистами, Платон категорически не согласился с этой идеей и выявил различия в их школах мысли. Платон был еще одним влиятельным греческим философом. Платон указывал, что, в отличие от софистов, Сократ ни с кого не взимал плату за образование, а его целью было научить других, как достичь более широкого понимания мира, а не получить прибыль. Кроме того, Сократ не заботился о победе в спорах, как это делали софисты. В то время как софисты использовали любые средства, необходимые для победы в дебатах, Сократ рассматривал аргументы как средство расширения кругозора и более глубокого понимания концепции или идеи. Он предпочитал участвовать в сократических дискуссиях, которые приносили пользу обоим собеседникам.
Сократ отличался от софистов еще и тем, как он задавал вопросы. Софисты использовали жесткую тактику, чтобы заставить других поверить в их аргументы, поскольку они были неумолимы и не сдавались, пока не победили. Вместо этого Сократ хотел помочь другим понять аргументы и извлечь уроки из разговоров. Его сократический метод поучителен, поскольку те, с кем он разговаривает, должны чему-то научиться к концу разговора. Сократовский метод не следует жестким правилам или строгим формулам, что контрастирует с агрессивными и часто бессмысленными аргументами софистов.
Примеры сократического метода
Платон часто использовал в своих учениях метод Сократа, поскольку был одним из его учеников. Он написал серию диалогов, в которых изображены персонажи, спорящие друг с другом, и персонажи часто используют сократический метод обучения. В одной из своих самых известных работ, «Аллегории пещеры», Сократ является главным персонажем и задает вопросы, чтобы помочь другому персонажу, Главкону, понять, что существует мир знаний, который люди могут исследовать. Их разговор вращается вокруг идеи людей, скованных цепями в пещере и рисующих картинки на стене, не зная о мире за пределами пещеры.
В начале текста Платон говорит: «Ибо, для начала, скажи мне, как ты думаешь, увидели бы эти люди что-нибудь о себе или друг о друге, кроме теней, отбрасываемых огнем на стену пещеры, которая была перед ними?» Главкон отвечает: «Как бы они могли, если бы были вынуждены всю жизнь неподвижно держать голову?»
Два персонажа продолжают разговаривать друг с другом, пока, в конце концов, Главкон не расширит свое понимание сценария, и два персонажа не задумаются о том, что произошло бы, если бы пещерные люди вышли наружу и исследовали остальной мир. Два персонажа задают друг другу открытые вопросы, чтобы помочь друг другу учиться, что и является целью метода Сократа.
Сократовский метод чаще всего используется в образовании. Давайте посмотрим на пример сократовского допроса, когда учитель хочет, чтобы ученик усвоил разницу между добром и злом. Студент может сказать, что каждый человек знает разницу между добром и злом. Учитель отвечал серией вопросов, которые просили ученика рассмотреть свою точку зрения. Этот сократический вопрос поможет ученику глубже изучить тему.
Учитель может спросить: «Есть ли вещи, которые могут помешать человеку понять разницу между правильным и неправильным? Справедливо ли говорить, что каждый человек знает разницу между правильным и неправильным, если вы не можете оценить каждого человека в мире, чтобы определить его точку зрения? Достаточно ли всех черно-белых поступков, чтобы люди понимали разницу между правильным и неправильным?»
Цель этих вопросов — побудить студента взглянуть на свои аргументы с другой точки зрения. Затем студент может пересмотреть свою первоначальную идею, чтобы лучше понять, как другие могли бы отнестись к тому же утверждению. Ученик может использовать навыки критического мышления, которые подсказываются вопросами учителя, чтобы выяснить, является ли его первоначальное утверждение таким сильным или безупречным, как он мог изначально подумать. Ученик может испытывать дискомфорт из-за вопросов и из-за того, что учитель заставляет его мыслить нестандартно, но он извлечет урок из беседы, что, в конечном счете, является целью учителя для ученика. Сократический диалог будет продолжаться между учителем и учеником до тех пор, пока ученик не придет к новому выводу или не разовьет более широкий взгляд на свою первоначальную идею.
Итог урока
Сократический метод — это образовательный инструмент, который использует вопросы и открывает диалог между двумя людьми, чтобы помочь им критически подумать о теме или идее. Цель этого инструмента — помочь человеку развить навыки критического мышления и изучить точки зрения, выходящие за рамки его собственной. Хотя этот образовательный инструмент может вызвать у учащихся некоторый дискомфорт, он приносит продуктивный дискомфорт, поскольку ученик будет учиться на вопросах, которые задает учитель. Этот метод назван в честь Сократа, выдающегося философа, который ценил образование и использовал открытые вопросы, чтобы помочь своим ученикам учиться. В отличие от софистов, которые использовали логические ошибки для аргументации и делали это за деньги, Сократ задавал вопросы и начинал споры, чтобы учиться, поскольку у него была страсть к знаниям и образованию. Ученик Сократа, Платон, был еще одним важным греческим философом, который в конечном итоге начал использовать сократовский метод в своих трудах. Сократический метод помогает студентам прийти к новому выводу об идее, поэтому он до сих пор широко используется в образовании, юриспруденции и других дисциплинах.
Сократический диалог
В этом упражнении студенты попытаются поучаствовать в сократовском методе, ведя диалог с другим человеком, использующим этот метод.
Прежде чем начать разговор, каждый студент должен определиться с темой разговора и провести исследование, чтобы получить информацию по теме. Темы должны быть несколько противоречивыми, но не агрессивными. Некоторые идеи по темам:
- Любовь (как видно из урока)
- Глобальное потепление
- Уменьшение размера классов в школах
- Униформа для всех учащихся, даже в государственных школах
Студенты должны найти человека, с которым можно пообщаться. Учащиеся должны сказать собеседнику, что они изучают метод ведения беседы, который фокусируется на открытом запросе и свободном диалоге как между ведущим, так и между получателем.
Теперь учащиеся должны задать вступительный вопрос, чтобы получить общее представление о взглядах получателя на эту тему. Например,
- Что такое любовь?
- Что вы думаете о глобальном потеплении?
- Вы думаете, что в школах слишком многолюдно?
- Должны ли все школы иметь единую политику?
Студенты должны использовать Сократический метод, описанный в уроке, чтобы продолжить разговор в открытой форме, позволяя обмениваться информацией и углубляться, задавая дополнительные вопросы, непосредственно связанные с комментариями респондента.
Альтернатива
Если учащиеся работают в одиночку, они могут в игровой форме написать краткий диалог между двумя воображаемыми людьми. Студенты должны попытаться составить реалистичные ответы, чтобы Сократовский метод беседы можно было увидеть в письменном диалоге.