Апология Платона: обзор и резюме

Апология Платона: Введение

В 399 году до нашей эры Платон присутствовал на суде над своим наставником Сократом. Суд и казнь Сократа были определяющим событием в жизни Платона. Ожидалось, что Платон, сын богатой аристократической семьи, станет одним из членов политической элиты Афин, и его раннее образование было направлено на эту цель. Казнь Сократа афинской демократией изменила смысл жизни Платона, сделав его одним из выдающихся философов западной цивилизации.

Апология по-гречески означает защита. «Апология» — это изложение Платоном защиты Сократа, в котором Платон подвергает Афины суду за казнь Сократа.

Платон, автор «Апологии»

Платон, автор «Апологии»

Когда была написана «Апология» Платона?

Большинство ученых полагают, что «Апология» была первым из сократических диалогов Платона, но дату ее написания можно оценить только где-то между 399 и 387 годами до нашей эры, после смерти Сократа и до первой поездки Платона в Сиракузы.

Предыстория и контекст

Сократ был известным афинским деятелем. Он служил гоплитом, пехотинцем в Пелопоннесской войне. Он также был известен тем, что оскорблял видных афинян по поводу их претензий на мудрость. Сократа ошибочно причислили к софистам. Софисты были, помимо прочего, учителями риторики. Аристофан, афинский комедийный поэт, написал пьесу «Облака», в которой он описывает Сократа в терминах, предназначенных для этого класса учителей, как человека, исследующего вещи наверху, в воздухе и под землей, и который делает более слабый аргумент сильным.

Платон стал частью круга последователей, впечатленных акцентом Сократа на определении (как сказано в «Государстве») «правильного образа жизни». Впечатление, которое Сократ произвел на молодого Платона, должно быть, было огромным. Его взаимодействие с Сократом и последствия казни Сократа изменили направление жизни Платона.

Апология Платона: Краткое содержание

«Апология» Платона, хотя и не представляет собой дословный отчет о судебном процессе, является наиболее близким письменным описанием того, что на самом деле сказал Сократ.

Апология Платона состоит из трех частей.

  • Защита Сократа от предъявленных ему обвинений.
  • Предложение Сократа альтернативного приговора согласно афинской правовой традиции.
  • Ответ Сократа на приговор и последние слова присяжным.

Апология – это обвинение Платона для Афин в казни человека, которого Платон называл «самым справедливым человеком, которого я когда-либо встречал». Апология Платона передает духовный и этический авторитет Афин от правящих классов философу Сократу.

Обвинения против Сократа

У Сократа было три обвинителя: Мелет, Анит и Ликон.

  • Мелет был незначительным поэтом-любителем, который, был возмущен нападками Сократа на афинских поэтов.
  • Анит был афинянином определенного положения. Он служил генералом в афинской армии и сыграл важную роль в свержении Тридцати тиранов и установлении демократии в Афинах в 404 году до нашей эры. Как консервативный отец афинского высшего сословия, Анитус ненавидел софистов и их влияние на аристократическую молодежь Афин, и, скорее всего, находился под влиянием ложного изображения Сократа Аристофаном как софиста в «Облаках».
  • Ликон не очень известен в истории, но, вероятно, был афинским аристократом.

Платон не перечисляет обвинения против Сократа, они лишь повторяются Сократом в его защиту. Эти обвинения заключались в том, что Сократ был атеистом, что он принес в Афины новых богов и что он развратил афинскую молодежь.

Афинский процесс проходил перед жюри из 501 мужчины в возрасте тридцати лет и старше, называемого судьями. Сначала обвинители изложили свои обвинения и привели аргументы в пользу осуждения. Тогда защита выступила с опровержением. Афинский суд был ораторским состязанием; вердикт был вынесен большинством голосов.

Защита Сократа

Сократ начинает свою защиту от обвинений с иронического высказывания, что его обвинители были настолько красноречивы, что он сам почти поверил в их ложь, но самая большая ложь, которую они сказали, по словам Сократа, заключалась в том, что он был умным оратором, если только под умным они не подразумевали, что Сократ говорит правду.

Сократ говорил, что у него было две группы обвинителей: Мелет и др. .. и климат общественного мнения в Афинах против него из-за таких людей, как Аристофан, которые приравнивали его к софистам. Он считал более коварным анонимное высказывание:

«Сократ — преступник и назойливый человек, который исследует то, что под землей и на небесах, делает более слабый аргумент сильнее и учит других тем же самым».

Это предубеждение против него Сократ пытался объяснить рассказом о Херофонте, товарище по демократии, знакомом судьям.

Херефон спросил оракула, есть ли во всей Греции кто-нибудь мудрее Сократа. Оракул, не умеющий лгать, ответил, что нет никого мудрее Сократа. Услышав это заявление, Сократ смутился, ибо сам знал, что не знает самых важных вопросов. Сократ сказал судьям, что он был вынужден выяснить, что мог означать Оракул. Он начал искать и допрашивать влиятельных людей Афин, чтобы доказать, что эти люди на самом деле мудрее его. Он обнаружил, что те, кто утверждал, что они самые мудрые, на самом деле не знали важных вещей. Когда Сократ задавал им вопросы и указал на ошибочность их знаний, они возненавидели его за это. Поскольку многие молодые люди из политической элиты Афин следовали за Сократом в его допросах афинских мудрецов, теперь ему было предъявлено обвинение в развращении молодежи.

Сократ пришел к выводу, что Оракул имел в виду, под словами «человеческая мудрость практически не имеет никакой ценности». И кажется, что он на самом деле не говорит этого о Сократе, а просто использует мое имя и приводит меня в пример, как если бы он говорил: «Тот из вас, о люди, самый мудрый, кто, подобно Сократу, признает, что он на самом деле не имеет никакого значения в отношении мудрости».

Обратившись к настроению против него, Сократ конкретно обратился к обвинению, выдвинутому против него Мелетом: «он развращает молодежь и верит не в богов, в которых верит полис, а в других новых духовных существ». Затем Сократ переходит дорогу. — исследует Мелета, заставляя Мелета произнести противоречивые утверждения о том, что Сократ — атеист, верящий в богов.

Сократ опроверг обвинения, выдвинутые Мелетом, показав, что

  • Он верил в богов. Он не был нечестивцем.
  • Он не вводил в город новых богов, а просто слушал своего демониона, которого Сократ называл «пророческим наблюдателем», который заставлял его воздерживаться от несправедливых поступков.
  • Он не развращал молодежь.

Вердикт и приговор

За вынесение приговора проголосовали 280 судей. Афинская правовая традиция позволяла осужденному предложить альтернативный приговор. Вариантов приговора было бы только два: приговор, которого требует обвинение, — смерть, или альтернативный приговор, предложенный Сократом.

Сократ начал со слов судьям судьям, что, в отличие от них, он был бедным человеком. Он не провел свою жизнь в погоне за деньгами, военной или политической славой или материальными ценностями. Его жизнь была сосредоточена на том, чтобы помогать другим определять правильный образ жизни. Так какое же наказание вместо смертной казни он должен предложить судьям? Сократ предложил, чтобы о нем позаботились в пританеоне. Пританеон был зданием, которое было центром политической и религиозной жизни Афин. Сократ предложил, чтобы ему платили пенсию, чтобы он продолжал заниматься именно тем, что и привело его к суду. Это было, по словам Сократа, наказание, которое он заслужил.

Сократ, уверенный, что судьи не допустят такой альтернативы, также предложил штраф. Одна мина серебра, чуть больше фунта, — это было все, что он мог себе позволить, но если судьи считали, что это слишком мало, он замечал, что Платон и трое других, присутствовавших на суде, сказали ему, что они заплатят штраф в размере тридцати мин за него. Таким образом, Сократ предложил вместо предложенной пенсии штраф в размере тридцати долларов.

Невосприимчивые к его альтернативным предложениям, судьи приговорили Сократа к смертной казни.

Последние слова Сократа

После вынесения смертного приговора Сократ в последний раз обратился к судьям.

«И ныне я хочу пророчествовать вам, о вы, осудившие меня; ибо сейчас я нахожусь в то время, когда люди больше всего пророчествуют, перед смертью. И я говорю вам, люди, убившие меня, что наказание постигнет вас тотчас же после моей смерти, гораздо более тяжкое по правде, чем наказание смерти, которое вы назначили мне. Сейчас вы сделали это со мной, потому что надеялись, что вас избавят от необходимости давать отчет о вашей жизни, но я говорю, что вы найдете результат совсем другим».

Платон вкладывает свое суждение об Афинах в уста Сократа. Сократ говорит своим судьям, что после него придут те, кто доставит Афинам гораздо больше «раздражения». Они будут моложе и многочисленнее.

«Ибо если вы думаете, что, предавая людей смерти, вы помешаете кому-либо упрекнуть вас в том, что вы поступаете не так, как следовало бы, вы ошибаетесь. Такой способ бегства невозможен и вообще не почетен, но самый простой и почетный способ бегства — это не подавлять других, а делать себя настолько хорошими, насколько это возможно. Итак, с этим пророчеством, обращенным к вам, осудившим меня, я ухожу».

Сократ Афинский

Сократ Афинский

Сократ поблагодарил тех, кто проголосовал за оправдание, сказав им не расстраиваться, потому что его даймонион, его пророческий наблюдатель, ни на каком этапе его защиты не сдерживал его. Он знает, что поступил правильно. Сократ оставил своих судей, сказав: «Но теперь пришло время уйти. Я иду умирать, а ты жить, но кому из нас достанется лучшая доля, никому, кроме Бога, не известно».

Апология Платона: анализ

«Апология» Платона — наиболее точное описание защиты Сократа на этом суде. Целью Платона была передача духовной и политической власти в Афинах от политической элиты Сократу, справедливому человеку. Изображение Сократа Платоном в «Апологии» и во всех его сократических диалогах подчеркивало угрожающий характер сократических экзаменов для правящей элиты Афин.

Мудрость

В «Апологии» Сократ определяет мудрость как признание того, что человек не знает важных вопросов. В чем смысл жизни? Как возникла Вселенная? Чем это закончится? Человеческая мудрость, по мнению Сократа из «Апологии Платона», заключается в осознании того, что неизвестно.

Достоинство

Что остается людям, если они не знают смысла человеческого существования? Ничего не имеет значения? Неужели ничто не имеет значения?

В «Политии» Платона, которая переводится на английский как «Республика», Сократ направляет свою группу искателей истины исследовать то, что он называет «правильным образом жизни». В конце «Апологии» Платона Сократ говорит судьям, что « неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить». Для Сократа человеческая добродетель — это поиск правильного образа жизни. Именно этот поиск привел к его осуждению со стороны Афин.

Влияние и значение

Суд и казнь Сократа были важным событием в жизни Платона, превратившим его из обычного афинского аристократа в одного из выдающихся философов западной цивилизации. Вместо того, чтобы заняться политикой, как ожидалось, Платон основал Академию и воплотил в жизнь пророчество Сократа о многочисленных и молодых философах, раздражающих афинскую элиту.

Итог урока

«Апология» Платона — это изображение суда над Сократом в Афинах в 399 году до нашей эры. Апология – это греческое слово, обозначающее защиту. В некоторых случаях это означает объяснение.

Сократа обвинили в неверии в афинских богов, введении в город новых божеств и в развращении афинской молодежи. В свою защиту Сократ рассказал историю о Херефоне, который спросил оракула в Дельфах, был ли Сократ самым мудрым в Греции. Оракул сказал да. Сократ был сбит с толку этим ответом, потому что знал, что не знает мудрости, которая имела значение, но был достаточно смирен, чтобы осознать это.

Отвечая на обвинения в развращении молодежи, Сократ ответил, что он не развращает их, он учит их думать самостоятельно, потому что неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить.

После осуждения Сократ был приговорен к смертной казни. Его ответ судьям заключался в том, что история осудит Сократа более благосклонно, чем судьи, которые его осудили, что он идет на смерть счастливым, потому что прожил справедливую жизнь. Сократ утверждает, что выиграет ли он, идя на смерть, или его несправедливые судьи, оставшись в живых, известно только Богу.

Часто задаваемые вопросы

Что такое извинение и почему оно написано?

«Апология» — это рассказ Платона о защите Сократа на суде по делу об атеизме и развращении афинской молодежи. Платон написал «Апологию», чтобы продемонстрировать несправедливость суда и показать, что Сократ, а не судьи, осудившие его, был представителем истины.

Какова основная идея «Апологии» Платона?

Основная идея «Апологии Платона» состоит в том, что судьи, приговорившие Сократа к смерти, и общественный климат в Афинах, который привел к обвинениям против Сократа, были несправедливыми и неправдивыми. В «Апологии» Платон утверждает, что истину представляет Сократ, а не судьи и не Афины.

Чего Платон пытается достичь, написав извинение?

Апология Платона — это его защита Сократа. В «Апологии» Платон пересказывает речи Сократа судьям на суде над ним. Цель Платона — показать, что Сократ, которого Платон называл самым справедливым человеком, которого я когда-либо знал, является представителем истины, а не политической элиты Афин.

Поделитесь материалом
Автор статьи: Наталья Венедиктова
Наталья Венедиктова
Историк-исскусствовед, специалист в области истории, географии и искусства. Много путешествовала, изучала эволюцию художественных стилей, культурные контексты произведений и влияние искусства на общественные и исторические процессы.
Наталья Венедиктова опубликовал статей: 315

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *