Определение рыночного равновесия
Вы когда-нибудь были свидетелем или участником соревнования по перетягиванию каната? Идея состоит в том, что две команды бросают вызов друг другу в испытании на силу, чтобы увидеть, кто дальше сможет переместить веревку через определенную границу. Если обе команды примерно равны, часто наступает момент, когда флаг посередине и веревка почти не двигаются. Силы на каждом конце веревки нейтрализуют друг друга. В физике это называется состоянием равновесия. В микроэкономике история очень похожа.
Рыночное равновесие – это состояние, при котором рыночное предложение и рыночный спрос уравновешивают друг друга, что приводит к стабильным ценам. Можно сказать и по-другому, количество товаров или услуг, которые ищут покупатели, равно количеству товаров или услуг, произведенных продавцами.
Как правило, если предложение слишком велико, цена падает, что приводит к увеличению спроса. Балансирующий эффект спроса и предложения приводит к состоянию стабильности. Как видно из графика, равновесная цена равна P0, как раз там, где пересекаются спрос и предложение:
График спроса и предложения
Равновесие на графике спроса и предложения
В конкурентной экономике, где имеется много покупателей и продавцов, спрос и предложение постоянно приспосабливаются и меняются в соответствии с рыночными условиями. Однако в конечном итоге, как вы можете видеть на графике, равновесная цена P и количество Q определяются местом пересечения кривой спроса и кривой предложения ( на место указывает палец).
Возвращаясь к исходному графику, мы замечаем области, A и B (заштрихованные). Иногда, цена товара или другие внешние факторы могут привести к краткосрочным ситуациям, когда текущая рыночная цена не находится на равновесном уровне. Это приводит к избыткам и дефицитам, которые более подробно рассматриваются в других уроках, но сейчас стоит кратко упомянуть об этих двух факторах.
Область выше равновесной цены, заштрихованная и обозначенная буквой B, представляет собой область избыточного предложения или излишка. Примером этого может служить случай, когда производитель автомобилей был готов выпустить 20 000 автомобилей по текущей цене в 15 000 долларов, но покупатели были готовы купить только 10 000 новых автомобилей по этой цене. В результате профицит составил 5000 автомобилей. Скорее всего, автопроизводителю придется дисконтировать оставшиеся автомобили до цены, при которой спрос и предложение пересекаются.
Может произойти прямо противоположное, если покупатели требуют больше, чем продавец может произвести. Область ниже равновесной цены, обозначенная буквой А (желтый фон), представляет собой точку, когда существует избыточный спрос или нехватка товара. В этот момент продавец может либо потребовать более высоких цен, либо произвести больше, чтобы удовлетворить спрос; любой выбор подтолкнет рынок ближе к точке равновесия. Реальный пример, который вы можете видеть довольно часто, — это когда на рынке появляется новый популярный смартфон или планшет.
Теперь, когда у нас есть базовое представление о равновесии и о том, как оно выглядит на графике, давайте рассмотрим несколько примеров того, когда равновесие действительно может измениться.
Изменения равновесия – сдвиги в спросе и предложении
Все мы знаем, что цены и спрос на продукцию постоянно меняются из года в год, а иногда и ежедневно. Газ, молоко, телевизоры, обувь, одежда — это лишь несколько популярных продуктов. Изменение равновесной цены на эти товары может произойти по десятку причин, но все они в конечном итоге являются результатом смещения кривой спроса или предложения.
Что вызывает сдвиг кривой спроса или предложения и появлению новой равновесной цены? Давайте рассмотрим некоторые из этих факторов сдвига. Изменения в доходах потребителей, ценах на другие товары, а также изменения во вкусах и предпочтениях в отношении продуктов могут изменить спрос. Что касается предложения, вы, помните, что достижения в области технологий, изменения в стоимости производственных материалов, а также изменения в налогах, погоде или потребительские ожидания— все это может повлиять на предложение. Когда случается что-либо из этого списка и кривая на графике смещается и рождается новое равновесие.
Предположим, что производитель пива желает и может производить 10 000 единиц пива по текущей рыночной цене P1. В течение года производитель посещает конференцию и узнает о новой технологии производства и машине, которые позволят ему увеличить производство на 20% при еще меньших затратах. Они инвестируют в новую машину и сразу понимают, что, если они предложат рынку больше пива, они продадут больше. В результате предложение пива смещается вправо и формируется новое равновесие на уровне P2,Q2.
Больше единиц продается по более низкой цене. Более низкая цена не сильно ударит по производителю пива, поскольку новая машина позволила им производить его дешевле. В конце концов, больше людей могут позволить себе наслаждаться пивом, а пивная компания зарабатывает больше денег!
Теперь давайте посмотрим на пример изменения спроса и создания нового равновесия. Предположим, что в данном случае производитель пива не внедрил новую технологию. Единственное изменение заключалось в том, что в результате сильной экономики располагаемый доход среднего любителя пива увеличился на 10%. Благодаря этому новому доходу любители пива теперь требуют больше своего любимого пива. Это смещает кривую на графике вверх и вправо, перемещая новое равновесие к P2,Q2. Это означает, что производители теперь будут делать больше пива, чтобы продавать его по новой, более высокой цене, которую готовы платить потребители. Это можно увидеть по разрыву или разнице между Q1 и Q2.
Краткие итоги урока
Подводя итог, рыночное равновесие — это состояние, в котором рыночные предложение и спрос уравновешивают друг друга, что приводит к стабильным ценам. Это пересечение графика, где встречаются кривые спроса и предложения.
Иногда цена товара или другие внешние факторы могут привести к краткосрочным ситуациям, когда текущая рыночная цена не находится на пересечении равновесия. Это приводит к излишкам и дефицитам, которым часто требуется время, для возвращения к бадансу.