Рыночные силы в равновесии
Возможно, вы помните из предыдущих уроков, что кривые спроса и предложения встречаются в точке, называемой равновесием, которую рынок фактически считает лучшей точкой для всех участников. Однако на подавляющем большинстве рынков равновесие никогда не сохраняется надолго. В конце концов, потребители всегда стремятся к более выгодной сделке, а производители всегда стремятся к большей прибыли. К счастью для обоих, существуют методы манипулирования кривой спроса и предложения. Многие из них совершенно законны; незаконные способы дают представление о том, насколько радикальными могут быть эти движения.
Производители – изменения спроса и предложения
Представьте себе, что вы владеете фирмой, производящей MP3-плееры, и фактически занимаете значительную долю рынка по их производству. Однако, вы можете многое сделать, чтобы повлиять на цену этих гаджетов. Как бы вы увеличили свою прибыль? Допустим, вы и ваши конкуренты можете производить MP3-плеер за 100 долларов, а затем продавать его за 200 долларов. Но что, если вдруг вы найдете производителя в развивающейся стране, который сможет сделать это по цене 50 долларов за MP3-плеер. Ваша фирма только что внедрила инновацию или нашла новый способ сделать что-то, что снизит цену за единицу продукции. Теперь вы можете сделать одно из двух. Вы можете снизить цены на свои MP3-плееры, вынудив ваших конкурентов снизить прибыль. Это сместит кривую предложения вправо, снизив цены, но увеличив объемы продаж. Альтернативно, вы можете сохранить цены на том же уровне, получая при этом больше прибыли.
Конечно, это решение со стороны предложения, но у производителей есть другой вариант. Подумайте о том, что происходит всякий раз, когда компания выпускает новый продукт — они его рекламируют. Они стараются сделать это круто. Что, если вдруг каждую знаменитость увидят с вашим MP3-плеером, и вскоре возникнет мнение, что для того, чтобы быть крутым, вам нужен один из MP3-плееров вашей компании? Звучит знакомо, не так ли? Внезапно спрос на ваш MP3-плеер, и только на ваш MP3-плеер, резко возрос. Это означает, что люди готовы платить больше за «крутость» вашего гаджета. Ваши конкуренты разрываются между попытками догнать или снизить цены, чтобы привлечь новую группу клиентов, которые в противном случае не купили бы MP3-плеер, но вы прекрасно сидите со своими знаменитостями и кучей денег. Реклама вызвала увеличение спроса и привела к сдвигу кривой спроса вправо. Это означает, что люди готовы платить более высокую цену и покупать больше товаров.
Потребители: изменение спроса и предложения
С другой стороны, у потребителей очень часто возникает желание приобрести что-то по более низкой цене. Сейчас отдельный потребитель не обладает такой властью, как крупный производитель, но представьте, если бы достаточное количество потребителей объединилось? Теперь мы в деле! Допустим, вы были на рынке в поисках нового телефона. Новый игрок на рынке вышел со смартфоном, но он просто не привлекает вашего внимания. Да и никого другого он на самом деле не привлекает. В результате эта компания вынуждена резко снизить цену на свой телефон. Поскольку потребители в основном отвергли цену, первоначально предложенную поставщиком, кривая спроса сместилась влево. В результате производителю пришлось согласиться с более низкой ценой на телефон.
Незаконные манипуляции
Конечно, все это легальные вещи. Однако, нелегальные движения показывают нам эффективность, с которой потребители или производители могут изменять рыночные силы. На самом деле, это один из моментов, где потребители, благодаря своей рассеянности, имеют своего рода преимущество. Знаете кого-нибудь, кто скачивал что-либо нелегальное из Интернета? Да, я так и думал. Какую цену они заплатили за этот фильм или игру? Ничего, верно? Точно. Занимаясь интернет-пиратством, частные лица фактически приобретают товар по нулевой цене. Это оказывает огромное влияние на кривую предложения, фактически заставляя ее резко смещаться влево. Вот почему РКН преследует рецидивистов. Они разрушают спрос на товары, заставляя производителей задаваться вопросом: «Какой смысл производить?»
Тем не менее, производители также могут заниматься незаконной деятельностью. Помните приведенный выше пример о более эффективном производстве MP3-плееров за рубежом? Теперь представьте, что ваша компания могла бы производить MP3-плееры по 25 долларов за штуку, но с 10-долларовой взяткой правительству, чтобы оно не обращало внимания на нарушения прав человека. Это в общей сложности 35 долларов за MP3-плеер, в то время как ваши конкуренты должны платить 100! Это может стать масштабным нововведением, и его вполне может быть достаточно, чтобы вытеснить ваших конкурентов из бизнеса. Однако, очевидно, что подкуп чиновников является незаконным.
Краткие итоги урока
В этом уроке мы рассмотрели, как производители и потребители могут вызвать изменение рыночных сил. Мы рассмотрели, как производители MP3-плееров могут внедрить инновации, чтобы изменить кривую предложения, и увеличить рекламу для увеличения спроса. Аналогичным образом, потребители могут отказаться от цены товара, чтобы вызвать снижение цен из-за изменения спроса. Однако не все смены законны. Интернет-пиратство приводит к сокращению предложения товара. Кроме того, подкуп чиновников дает производителям многие из тех же преимуществ инноваций.