Предложение – это количество определенного товара или услуги по различным ценам. Под объемом предложения понимается определенное количество произведенного товара или услуги. Итак, каково определение кривой предложения в экономике? Обсуждая эту концепцию, нужно сначала принять точку зрения того, кто производит и продает товары и услуги (производителя), а не того, кто покупает этот товар или услугу (потребителя).
Кривая предложения — это графическое представление того, как цена или стоимость товара или услуги влияет на то, сколько производителей решают поставлять их на рынок. Эту взаимосвязь чаще называют законом предложения, который гласит, что когда стоимость товара или услуги низка, у производителей меньше стимулов к их производству. Когда стоимость товара высока, эффект прямо противоположный, что дает стимул производить его в больших количествах, с целью получить как можно большую прибыль.
Пример кривой предложения
Закон предложения предполагает, что количество, предлагаемое рынку, будет увеличиваться с ростом цены. Давайте рассмотрим пример. Максим, фермер, выращивающий томаты, поможет нам в этом:
При цене мешка помидоров в 2 рубля Макс готов произвести и поставить на рынок 2 мешка (все в соответствии с производственными факторами и затратами). Поскольку, затем цена возрастает до 3 рублей, Макс считает, что производство и продажа 4 мешков окупится. Более того, повышение до 4 рублей снова увеличит прибыльность продажи помидоров, поскольку Максим продаст 6 мешков на рынке. Этот пример иллюстрирует, то, что кривая предложения, изображенная на графике, обычно имеет восходящий наклон, и означает, что предлагается больше товара. По мере роста цен пропорционально увеличивается прибыльность и предложение.
Ниже приведен график поставок, демонстрирующий строгую корреляцию количества с ценами на открытом рынке:
По мере роста цен предложение увеличивается.
Таблица показывает, сколько Макс может и желает предложить рынку при каждом ценовом шаге, иллюстрируя рост предложения по мере роста цен.
Сдвиги кривой предложения
Сдвиги кривой являются результатом действия всех факторов, влияющих на предложение, за исключением собственной цены товара или услуги. Эти сдвиги являются иллюстрацией рынка, который выходит из равновесия. При движении вправо на графике предложение растет на определенном уровне цен. При сдвиге влево оно снижается при том же уровне цен. Согласно теории, дисбаланс на рынке исправляется путем компенсации спроса со стороны потребителя. Если предложение вырастет слишком сильно при определенном уровне цен, спрос упадет, и предложение вернется к тому, что действительно требует рынок. С другой стороны, когда предложение падает слишком низко по определенной цене, потребители будут готовы платить больше из-за дефицита и, таким образом, снова увеличивать предложение.
На визуальном изображении сдвиг — вся кривая (у нас линия) на графике движется в определенном направлении.
На рисунке A показано уменьшение предложения, а на рисунке B показано его увеличение.
Причины сдвигов кривой предложения
На взаимосвязь между ценой и предложением также влияют другие экономические факторы: количество поставщиков на рынке, похожие продукты, технологии и производственные затраты. Каждый фактор может вызвать сдвиг кривой влево или вправо.
Семь причин сдвигов включают в себя:
- Изменение в технологии: Технология способна изменить кривые предложения, поскольку она может сделать производство товаров более эффективным. Если фабрика заменит человеческий труд машинами, она, скорее всего, будет производить больше товаров и делать это быстрее. Это означает, что без дополнительных затрат поставщики могут предложить больше товаров, вызывая сдвиг на графике вправо.
- Изменение цены на ресурсы: если стоимость производства возрастает, способность производителей создавать естественным образом снижается. Это приводит к тому, что при определенном уровне цен предлагается меньше товаров, что приводит к сдвигу кривой влево.
- Природные явления. Стихийные бедствия, такие как засухи, обычно оказывают очень негативное воздействие на производство, особенно сельскохозяйственное. Например, сельскохозяйственные угодья страдают от засухи, предложение свежих продуктов естественным образом падает, вызывая сдвиг кривой влево.
- Количество производителей или продавцов: когда сообщество производителей определенного товара растет за счет прибыли, которую можно получить от продажи определенного товара, предложение будет расти. Это, конечно, вызывает сдвиг кривой вправо.
- Ожидания фирм в отношении изменений цен на выпускаемую продукцию: если компания ожидает, что цена выпуска соответствующего продукта вырастет, она может рассмотреть возможность производства другого продукта, если оно будет не таким дорогим. Это приводит к уменьшению предложения соответствующего продукта и, таким образом, к сдвигу влево.
- Субсидии. Это пакеты стимулирующих мер, которые правительства предлагают отрасли с целью ее роста или поддержания. Например, если субсидии будут предложены любому производителю автомобилей, на рынок выйдет больше компаний, что приведет к увеличению предложения автомобилей. В результате это приводит к сдвигу вправо на графике.
- Налоги: когда, например, повышаются налоги на продажу горнодобывающего оборудования, производители тяжелых транспортных средств будут продавать меньше карьерной техники и вместо этого производить больше дорожных автомобилей. Это привело к движению влево кривой горнодобывающего оборудования.
Движение вдоль кривой предложения
Движение по нашей кривой вызвано изменением цены. Любое движение вдоль линии предложения представляет собой изменение его объема, пропорциональное изменению цены. Примером движения по линии является следующее предложение на яблоки:
При цене яблок в 2 рубля за пакет Сергей производит 2 пакета. Однако, когда цена вырастет до 4 рублей, Сергей готов произвести 4 мешка (ввиду роста рентабельности). На графике ниже это визуализируется как движение вверх вправо вверх. Движение обусловлено исключительно изменением цен. Далее представлена иллюстрация движения:
От точки А до точки Б иллюстрируется движение цены вдоль линии предложения.
Типы кривых
Кривые предложения имеют тенденцию формироваться в различных типах, а именно: относительно эластичные, относительно неэластичные, совершенно эластичные или совершенно неэластичные.
Относительно эластичное: относительно легко меняется при изменении цены. Пластиковые бутылки – пример такого товара.
Относительно эластичное предложение.
Относительно неэластичное: не меняется легко при изменении цен. Электричество является примером такой услуги.
Относительно неэластичное предложение.
Идеально эластичное: товары, предложение которых может легко меняться независимо от цены. Такой продукт – пицца.
Идеально эластичное предложение.
Идеально неэластичное: не меняется независимо от цены. Примером может служить музыкальный альбом умершего певца».
Идеально неэластичное предложение.
Краткие итоги урока
Предложение – это количество определенного товара или услуги, предлагаемое по различным ценам. Под объемом предложения понимается определенное количество произведенного товара или услуги. Кривая предложения в микроэкономике является иллюстрацией того, как увеличивается предложение продукта при увеличении цены на этот продукт. Эта зависимость также известна как закон предложения, который предполагает, что сумма, предлагаемая рынку, будет увеличиваться при повышении цены и уменьшаться при ее снижении. Линия предложения, изображенная на графике, обычно имеет восходящий наклон, что означает, что предлагается больше товара. Сдвиги кривой указывают на физическое смещение на графике предложения. Причинами сдвигов могут быть технологические изменения, изменение себестоимости производства, природные явления, количество поставщиков на рынке, рыночные ожидания, субсидии или налоги. С другой стороны, движение относится к действию вдоль графика, вызванному изменениями цен. Различные типы кривых предложения представляют собой относительно эластичные, относительно неэластичные, совершенно эластичные и совершенно неэластичные кривые предложения.
Часто задаваемые вопросы
Что представляет собой кривая предложения?
Она представляет собой количество определенного товара, который производители желают и могут предложить рынку по определенной цене.
Почему кривая предложения поднимается вверх?
Из-за того, что по мере роста цен на рынок выходит все больше поставщиков. Это происходит потому, что прибыльность увеличивается, когда цены выше.